Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

О религии в образовании. Как я сходил на конференцию по теме "Религия. Образование. Наука"

13-14 мая я вспомнил свое студенчество, поучаствовав в конференции, которую организовала кафедра религиоведения на базе Уральского федерального университета и Института развития образования Свердловской области. Произошедшее меня сильно удивило.

Конференция имела название "Религия. Образование. Наука: модели и направления взаимодействия", длилась два дня. В первый день с краткими приветственными словами выступили разные местные религиозные лидеры от РПЦ и исламской общины, представители местной власти и университета. Затем выступили трое ученых с большими докладами, из которых мне понравился только самый первый, о нем я скажу далее. В конце состоялся круглый стол с очень сомнительной для меня темой, которая касалась "религиозного образования" вообще. Не понимаю, зачем эта тема оказалась востребованной для круглого стола.

Единственный нормальный и интересный доклад принадлежал датскому религиоведу Тиму Йенсену, он является Президентом Международной ассоциации истории религий. Йенсен говорил об особенностях и типах религиозного и религиоведческого образования в Европе.

Но я хочу сделать акцент на проблемной стороне конференции, потому что это самая важная часть моих наблюдений.

Меня не порадовал подход моей родной кафедры: все выглядело так, как будто современное религиоведение должно прислуживать "традиционным религиям" и дружить с теологией. Такая позиция вполне оправдана, потому что сегодня такова политическая повестка, поэтому опасно выделяться и идти против заданного курса.

Это мы смотрели присланное видеообращение митрополита Евгения (Кульберга).
Это мы смотрели присланное видеообращение митрополита Евгения (Кульберга).

Во второй день было организовано три секции для выступающих с докладами. Первая секция оказалась самой интересной для меня, в ней обсуждали проблему преподавания знаний о религии в учебных заведениях.

Слушая доклады разных ученых и учителей, я понял, что мало кого волнует научный подход в преподавании знаний о религии. В основном идет речь о патриотическом и нравственном воспитании. И это логично, потому что невозможно научно преподавать знания о религии школьникам 4-5 классов. Тогда зачем вообще этим заниматься?

Сложилось ощущение, что из нашего образования хотят сделать химеру с отсылкой на СССР и Российскую империю. Все как будто умалчивают главные и реальные проблемы образования и стараются говорить по методичке: детки учатся, нужно прививать ценности, данные курсы полезные.

Некоторые докладчики поразили меня своей ангажированностью и незнанием предмета. Буквально устроили религиозно-патриотическую проповедь.

Я выступал во второй секции, она представляла собой тематический винегрет: "Религии в пространстве музея, в художественной и культурно-просветительской деятельности". Моя тема была связана с просветительской деятельностью, ведь я блогер.

Я выступил просто с докладом, без намерения публиковать статью в сборнике тезисов. Выступил с темой "Проблемы популяризации религиоведения в русскоязычном Интернете", ее можно почитать тут.

На третьей секции выступали студенты, я ее решил пропустить.

Таким образом, конференция получилась костной, неживой, в ней почти не было нормальной дискуссии. Некоторые участники задавали хорошие, честные и провокационные вопросы, но этого было все равно мало. Почти никто не затронул тему просветительской деятельности и современного законодательства, как будто это никого из ученых не волнует.

В общем, все тускло и слишком "для галочки".

-3