Прежде чем вводить в миграционное законодательство РФ понятие о репатриации, необходимо законодательно представить в федерации русский народ
Известно, что Богдан Безпалько - член Президентского Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, председатель правления общественной организации «Украинцы России», автор ряда изданий, политолог, эксперт по РБ и БУ (бывшей Украине).
Данная рубрика давно заняла своё важное место на моих ресурсах. Обычно это перепост самой значимой за истёкший период публикации Безпалько, по личной его рекомендации.
А здесь ещё и короткая версия; полная, более литературная - по ссылке в конце данного текста.
* * *
Богдан Безпалько: Украинцам трудно стать россиянами, потому что в РФ юридически отсутствует русский народ
Прежде чем вводить в миграционное законодательство РФ понятие о репатриации, необходимо законодательно представить в федерации русский народ, считает эксперт по Украине и Белоруссии Богдан Безпалько
Об этом он рассказал в интервью ИА Украина.ру.
— Богдан, в ходе внесения поправок в Конституцию РФ введён единый срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Теперь это 3 месяца вместо 6. Но, по практике, сроки затягиваются, а иностранцы сталкиваются с бюрократическими проволочками. В чем, на ваш взгляд, заключается проблема?
— На мой взгляд, она концептуальная - нет разделения между миграцией и репатриацией. Большая часть репатриантов из Украины в РФ считают себя русскими, ожидая реализации их права на русский язык и на все свои главные ценности, цели и задачи в жизни. Они рассматривают РФ как страну, в которой бы жили их дети.
У нас этот подход в миграционном праве отсутствует напрочь. Хотя есть не только в Германии или Израиле, но и в Латвии или Казахстане. Значит, нам надо ввести в наше законодательство главное — право на репатриацию, право на возвращение. Нельзя уравнивать русского человека из Украины с уроженцем Средней Азии, приезжающим на временное трудоустройство - у них совершенно разные цели приезда в РФ.
Это главное, а отсюда и всё остальное — возможно, новые институции по типу израильских, возможно, что-то типа карты русского по принципу карты поляка. И не надо этого стесняться - это очень сильно влияет на миграционную политику в РФ.
- Еще до внесения поправок мы обсуждали с рядом политологов необходимость внесения в Конституцию РФ пункта о том, что любой человек, идентифицирующий себя русским, должен получить гражданство. Но внесено не было - почему?
— Потому что здесь придется затрагивать русский вопрос - большинство жителей Украины и Белоруссии считают себя русскими. Надо в целом рассматривать русский вопрос, и в РФ тоже, ведь в ней юридически русские отсутствуют. Только с принятием поправок в Конституцию, в котором участвовал и я, начали говорить о том, что русские — это государствообразующий народ, одна из наибольших наций в РФ, что русские не хотят сливаться с остальными в безликую российскую нацию...
То есть вопросы репатриации сразу же поднимут вопросы о статусе русских в самой РФ — государство не русское, в нём русские не главные. Но оно и не антирусское, как почти все постсоветские республики. Даже в Белоруссии главные - белорусы, а её практика мягко копирует практики пост-майданной Украины.
Поэтому наше неустойчивое состояние СССР 2.0, в котором пребывает РФ, требует ревизии при вопросе репатриации. Но поднимать его надо, так как программы по возвращению русских не работают.
Например, по программе переселения соотечественников, 2/3 - уроженцы Средней Азии. В 2017 году киргизы получали гражданство РФ за 3 месяца, даже быстрее. Понятно, что это из-за нахождение Киргизии в составе ОДКБ и ЕАЭС, хотя они ментально и культурно гораздо дальше от гражданина РФ, чем уроженцы Украины или Белоруссии. И в целом склонны к образованию закрытых сообществ.
Поэтому, чтобы избежать повторения ошибок США или ЕС, надо ввести в наше законодательное поле само понятие репатриации.
- Но не повлечет ли это за собой и обсуждение различных дискриминационных моментов?
— Нет, пока что дискриминации подвергаются только русские. Ни один субъект РФ на законодательном уровне не является русским. Хотя есть удмуртский, татарский, башкирский регионы, какие-то автономные районы. У нас масса субъектов РФ с этническим и национальным характерами - что, кстати, угрожает распадом в будущем, если это не реформировать.
Да, теперь по Конституции русские являются государствообразующим народом, но пока это никак не выражается в других законах.
- Кстати, МВД разрабатывает закон, легализующий пребывание в РФ иностранцев и людей без гражданства, даже если у них были нарушения. Украина же активно решает вопрос с 2-ным гражданством и возможными ограничениями в связи с этим, например с лишением граждан РФ избирательного права. Не лучше ли в таком случае украинцам пользоваться законом о легализации пребывания вместо получения гражданства РФ и каких-то санкций Киева из-за этого?
— Да на Украине 2-йное гражданство запрещено официально, хотя многие откровенно игнорируют эти запреты, например известный всем Коломойский (шутивший, что у него не 2-ное, а 3-ное гражданство) Но Украина действительно борется не столько с 2-ным гражданством, сколько с российским.
Поэтому это вряд ли решит проблему. Конечно, оно облегчит положение этим людям, но они могут в любой момент лишиться права проживания в РФ. Если это 1-ый шаг на пути введения в наше законодательное поле понятия репатриации и связанных с ним практик, то это хорошо и прекрасно. Т.е. сначала эти люди легализуются на территории РФ, с периодом для адаптации. После чего им надо дать право для получения гражданства.
- Должны ли быть какие-то преференции для украинцев?
— Нам придется прийти к фильтрации приезжающих по полезности для РФ. Если он гостевой рабочий — это одна категория. А если приезжает жить, работать - причём на любых условиях, но получить легальный статус - это совершенно другое.
Первая категория не будет сражаться в рядах ВС за нашу страну, а вторая точно будет. И их дети точно будут здесь жить, будут здесь пахать землю, работать на заводах, охранять границы… Рано или поздно нам придется к этому прийти.
- Насколько эффективно работают украинские землячества в России? Они помогают соотечественникам?
— Там мои друзья, не хотелось бы очень критиковать их, но многие ограничены отсутствием ресурсов. Может, их работа была бы масштабнее, при бОльших возможностях. А в целом это объединения по общности происхождения и определенной культуры, ценностей, целей, задач.
Т.е. они служат скорее для объединения по общему происхождению, чем для продвижения какой-то политической повестки. Это же общественные организации. Если бы они были политическими партиями по этническому признаку, ваш вопрос был бы актуальнее. Но создание таких партий у нас запрещено законодательно.
- В Европе существуют этнические партии. Почему в РФ этого нет?
— Потому что это приведет к еще большему расколу общества, уже и так поделенному по национальным и религиозным признакам. У нас пошли по пути создания национально-культурных автономий. Точнее, нам досталось это в наследство от СССР - национальные субъекты РФ, в которых определенные этносы имеют определенные преимущества. Поэтому наша федерация является асимметричной, что в корне неправильно - либо мы все равны, либо давайте не будем называть это федерацией.
PS: Если понравилось и (или) вы мой соратник, не забываем ставить лайк. И подписываемся, чтобы ничего не пропустить.
17 мая 2021 г.