Найти тему
Сказ об СММ

Как в 2021 году написать деловое сообщение, чтобы получить адекватный ответ и не улететь в бан.

Помнится в далёком 2006 началась моя офисная карьера - такая, чтоб с 9 утра и до заката. Тогда нужно было много, очень много переписываться с разными людьми: клиенты, партнёры, подрядчики, коллеги. На русском, на английском. В любое время суток, когда требуется срочное действие.

Важно было написать так, чтобы

1. тебя правильно поняли (никаких двояких трактовок и прочее)

2. адекватно запросу ответили

3. в случае проблем, всегда можно было ссылаться на переписку

Потому основные критерии -

  • грамотность,
  • чёткость,
  • точность формулировок,
  • краткость и
  • скорость ответа (тут уж не до романов в письмах, когда письма “пачками” сыпятся и вопросы нужно решать оперативно иначе погорят сроки и порушат, например, KPI компании, что приведёт к финансовым потерям или того хуже).

Шеф очень серьёзно относился к ведению переписки.

Уровень сервиса должен быть идеальным на всех уровнях общения.

Стандарт, который не был нигде прописан, но был заложен в голову каждого сотрудника, начиная с самого главного человека в компании, который своим примером показывал, как нужно, до грузчиков и водителей.

Вежливо, культурно, с достоинством и уважением. Только так. И это ощущалось на каждом уровне.

Собственно с тех пор важная часть моей ежедневной работы (не важно в найме или нет) - ведение деловой переписки/переговоров.

Важно формулировать так, чтобы получить нужный тебе результат, а не просто поучаствовать в переговорах (хотя, опять же, зависит от компании и поставленных целей, можно и просто попереписываться, но такое я прям сильно не люблю и быстро сливаюсь))).

Собственно, к чему я это. Сама получаю много разных сообщений в личку, вижу, как коллеги пишут разное из своего опыта и часто недоумевают, как такие сообщения можно отправлять.

В общем, если вы планируете начать деловую переписку, вот вам 13 пунктов, которые могут быть полезны. Посмотрите, возможно что-то вы упустили.

  1. Если вы пишете первый раз лично незнакомому человеку в whatsapp, телеграм, мессенджер, директ или на почту, для начала поздоровайтесь. Со знакомым тоже поздоровайтесь. Но тут уже контекст другой будет и куча нюансов, о которых сейчас не буду. Вроде бы банально, просто и кэпство, но нет))
  2. Не надо вот этого “доброго времени суток”. Есть хорошее слово “здравствуйте”, которое подходит любому времени и всегда актуально.
  3. Если пишете в мессенджер, посмотрите на геолокацию, где человек живёт. Возможно, у него ночь. Многие не любят, когда их беспокоят после 9-10 вечера и в выходные. Лично я спокойно к этому отношусь, т.к. работаю с половиной мира и разными часовыми поясами. Да и телефон почти всегда без звука, просто не отвечаю/не читаю, если мне неудобно. Но знаю, что есть коллеги, для которых ночное сообщение будет поводом отправить вас в бан навсегда.
  4. С незнакомым человеком начинать общение лучше “на вы”. Потом перейдёте “на ты”, если вам так удобнее общаться. Это должна быть общая договорённость, а не ваше решение “тыкнуть” в незнакомого человека, потому что вы так привыкли.
  5. Если вам порекомендовали специалиста и дали его контакт, то наверняка и имя сказали. Обращайтесь по имени, чтобы не выглядеть бездушной спам рассылкой.
  6. Проверьте, правильно ли вы написали имя. Мария или Марина? Виктория или Виолетта? Георгий или Григорий?
  7. Скопировали текст другого сообщения, отредактируйте для конкретного человека (имя, пол и прочее, что может выдать, что сообщение уже было отправлено кому-то ранее). Вы же не спамер какой-нибудь.
  8. Не обращайтесь к человеку “коллеги”. Вы же личное сообщение пишете конкретному специалисту.
  9. Нашли контакт в инсте и не видно имени? Уточните, как называть человека, с которым говорите. Это называется знакомство :) Даже если вы пишете в компанию, общаетесь вы с человеком. Хорошо знать, кто вам отвечает, если это не бот (о чем обычно система предупреждает).
  10. Напишите пару слов, откуда вы узнали про спеца. Например, “мне вас порекомендовал Вася Пупкин” или увидел ваше сообщение в такой вот группе и теперь пишу. Это вызывает больше доверия на другой стороне.
  11. Не забудьте представиться. Особенно в случаях из п.1, где не видно вашего имени. У меня недавно был случай, когда мне написали обезличенное сообщение в вацап по рекомендации. Спросила у человека имя, до сих пор нет ответа. Вспоминает наверно))
  12. Ну и дальше переходите к сути. Мне нужно 1, 2, 3 в такие-то сроки. Берётесь ли вы за такую работу и сколько это будет стоить, например.
  13. Спасибо в конце формальность, но важная часть деловой коммуникации, без которой сообщение выглядит “голым”.

Получился целый чеклист в 13 пунктов))) Он вам самим поможет ориентироваться в собственной переписке. Получив ответ на своё подробное сообщение вам не придётся вспоминать, а кто это и зачем мне пишут, если ответили вам не сразу и вы ведёте параллельно ещё какое-то общение в этом же канале.

Итого, у вас получится что-то вроде:

“Здравствуйте, Валентина. Меня зовут Фрося. Мне вас порекомендовал Тотчьёимянельзяназывать. Мне нужно в июне запустить акцию на такой вот (ссылка на сайт, соцсеть) продукт в таких вот соцсетях. Бюджет такой вот/обсудим дальше. Возьмётесь ли вы за такую работу и сколько это будет стоить.”

Ответом вам будет: могу, давайте обсудим и доп вопросы, если что-то не ясно/не могу - загрузка большая, приходите в августе/или давайте созвонимся для обсуждения деталей.

Или

“Здравствуйте, Валентина. Меня зовут. У меня компания такая/я менеджер такой-то компании. Хочу разместить рекламное объявление про вот это в вашей группе такой-то. На каких условиях это возможно сделать”.

Ответ может быть такой: Рекламу допускаем/не допускаем. Стоимость такая. Оплата сюда. Или вопросы по рекламе решает Вася Пупкин. Вот контакт, напишите ему.

Если хотите что-то спросить, спросите сразу.

Не нужно отправлять пустые сообщения и ждать ответа (из серии “приветкакдела” - это читается как спам. На такие сообщения я отвечаю только близким/знакомым).

Сформулируйте, что хотите. Иначе переписка затянется на часы, дни и в итоге вы выясните, что вам нужно было написать совсем другому человеку.

В общем, давайте с уважением ко времени друг друга. И не потому что “ишь ты, занятые какие все”. А потому что так принято в деловой среде.

Во первых строках своего письма... :))
Во первых строках своего письма... :))

Понравилась статья? Поставьте сердечко, подпишитесь на канал. Так мы будем понимать, что нужно писать больше :)