Сейчас в Припяти и в «зоне отчуждения» проводят исключительно организованные экскурсии с чётко установленными правилами, нарушение которых чревато в лучшем случае выдворением за пределы территории, включающей в себя окрестности города и зону вокруг ЧАЭС. В худшем — губительными последствиями полученного облучения, которые могут отразиться не только на здоровье незадачливого туриста, но и на здоровье его детей и внуков.
С момента аварии на ЧАЭС, унесшей порядка четырёх тыс. человеческих жизней и превратившей два миллиона людей в неизлечимо больных, прошло 35 лет. Последствия взрыва обернулись глобальной катастрофой: мало того, что ядерные облака несколько раз облетели всю Землю, так и сейчас во многих уголках мира остались «островки» заражённой почвы. К примеру, по сей день в десяти районах Тамбовской области и 114 населённых пунктах нужно соблюдать осторожность. В первую очередь это касается любителей ходить по грибы да ягоды — лесные дары по-прежнему нашпигованы цезием-137. А жителям загрязнённых районов полагается социальная выплата как пострадавшим от наиболее сильного воздействия радиации. И таких областей — бессчётное множество.
26 апреля 1986 года расплавилась часть активной зоны четвертого энергоблока, что стало причиной аварии. В результате урановые топливные стержни, их циркониевая оболочка, а также графитовые управляющие стержни и песок смешались в единую массу. Гремучая смесь была сброшена на активную зону и превратилась в лаву, которая, в свою очередь, растеклась по подвальным помещениям реакторного зала. Когда лава затвердела, образовался расплав активной зоны — в нём-то и осталось порядка 170 тонн радиоактивного урана, то есть 95% от общего объема топлива.
И хотя в 2016 году поверх старого саркофага было монтировано «Укрытие», атомная электростанция превращается в бомбу замедленного действия. Из-за постоянного просачивания дождевой воды нейтроны в радиоактивной смеси замедлились, что повышает вероятность деления урановых ядер. Для нейтрализации цепной реакции на крыше «Укрытия» установлены разбрызгиватели нитрата гадолиния, однако раствор неспособен проникнуть в некоторые помещения. А это значит, что угроза повторения чернобыльской аварии всё ещё остаётся.
В частности, украинские ядерщики обнаружили, что в массе уранового топлива, оставшегося в глубине реакторного зала, вновь начались цепные реакции — об этом свидетельствует увеличение числа нейтронов, зафиксированное датчиками. Учёные в срочном порядке пытаются выяснить, что спровоцировало возобновление ядерного деления и как предотвратить возможную катастрофу в самое ближайшее время. В частности, ведутся дискуссии о демонтаже реактора.
«Существует множество неопределённостей, но мы не можем исключить возможность аварии», — объясняет сотрудник киевского Института проблем безопасности атомных электростанций (ИПБ АЭС) Максим Савельев. Постепенное увеличение количество нейтронов, по его словам, свидетельствует о том, что у ответственных за управление ситуацией еще есть в запасе несколько лет для поиска путей устранения потенциальной угрозы. Решения, над которыми сейчас корпят исследователи ИПБ АЭС, привлекают внимание со стороны Японии, которая 10 лет назад пострадала от фукусимского взрыва и по сей день вынуждена ликвидировать последствия ядерной катастрофы.
Если украинские учёные найдут решение о безопасном удалении и захоронении расплава, то работы начнутся к сентябрю при поддержке Европейского банка реконструкции развития. Остаётся надеяться, что поглощённые военной повесткой украинские власти не проигнорируют проблему и не допустят повторения катастрофы если не ради целого мира, то хотя бы ради собственных детей и цветущих вишнёвых садов.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"