Что общего между самыми известными духами в мире и характерным запахом из советского прошлого? Оба они уходят корнями в эпоху российского империализма.
Ни один парфюм не был так популярен в советское время, как «Красная Москва». В коммунистическом государстве люди привыкли одинаково украшать свои дома, есть одинаковую пищу и одинаково одеваться. А еще ничему не удивляться. Поэтому неудивительно, что и советские женщины пахли одинаково.
«Он наполнял воздух на каждом празднике в Советском Союзе - в Московской консерватории, Большом театре, на выпускных церемониях и свадьбах», - пишет немецкий историк Карл Шлёгель в своей книге "Аромат империй, Chanel № 5 и Красная Москва" (Carl Hanser Verlag GmbH & Co. KG; 3-е издание, 2020).
Позже Шлёгель также столкнулся с этим ароматом в ГДР. Он узнал, что это были духи «Красная Москва». Если советские женщины и могли позволить себе духи, то только эти.
«Русский нос» Коко Шанель
В 1920 году у Коко Шанель был роман с русским князем из семьи Романовых, Дмитрием Павловичем, который смог пережить большевистскую революцию, вовремя эмигрировав. Он был эстетом и гедонистом, вращался в светских кругах и на одном из вечеров познакомил Коко с Эрнестом Бо, французским парфюмером русского происхождения.
Бо сделал большую карьеру в России и создал знаменитые ароматы для императорского двора, такие как «Букет Наполеона» в 1912 году, посвященный 100-летию победы России над Наполеоном, или «Букет Екатерины», который вышел в 1913 году и был посвящен 300-летию династии Романовых.
Позже Бо служил в русской армии и воевал на Северном фронте в Первой мировой войне. После большевистской революции он покинул страну. Именно в изгнании во Франции произошла его судьбоносная встреча с Коко Шанель, после которой, именно Бо, сочинил легендарный «Chanel No.5».
Два француза в России
В России Бо работал на парфюмера Альфонса Ралле и Ко, бывшего поставщика российского Императорского двора. В это же время там работал другой талантливый парфюмер, Огюст Мишель. В 1913 году он покинул компанию и стал работать в Брокар, конкуренте Ралле, а также стал главным поставщиком при Императорском дворе, где создал знаменитые духи под названием «Букет Императрицы» для императрицы Марии Федоровны.
Когда советские власти национализировали все частные и иностранные предприятия, компания Брокара стала парфюмерно-мыловаренной фабрикой № 5. В 1922 году она была переименована в известную нам «Новую Зарю», где Мишель стал главным парфюмером. А уже в 1924 году он создал знаменитые советские духи «Красная Москва».
Российско-французские парфюмерные близнецы
История появления «Красной Москвы» до конца не известна. Историки считают, что «Красная Москва» основана на «Букете Императрицы» Мишеля. Шанель № 5, возможно, была создана по образцу «Букета Екатерины» Бо.
Сходство между ароматами неудивительно, российские любители парфюмерии заметили связь между двумя французами с тех пор, как они вместе работали в Ралле. Оба обучались ремеслу парфюмеров и оба работали по одним и тем же принципам. Большинство парфюмеров считает, что «Красная Москва» и «Шанель №5» очень похожи.
Разные духи и разные судьбы
Chanel № 5 и "Красная Москва" принадлежат к разным мирам, но оба представляют собой уход от Belle Époque и революцию в мире ароматов - хотя оба они обязаны своим созданием юбилею династии, которой суждено было пасть", - пишет Шлёгель.
"Флакон "Шанель № 5" занимает почетное место в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в то время как флакон "Красной Москвы" стал объектом желания коллекционеров винтажа только в конце советской эпохи", - добавляет Шлёгель.
Духи Коко Шанель стали знаменитыми и использовались во всем мире. Аромат "Красной Москвы" не распространился за пределы Советского Союза и стран Восточного блока. Если "Шанель № 5" до сих пор является парфюмерной классикой, то "Красная Москва" потеряла популярность в позднесоветское время. Он все еще находится в производстве. Но в современной России он был вытеснен другими творениями.