Здравствуй, мой маленький друг! Сегодня я хочу рассказать тебе сказку о том, что поджидает тебя, когда ты станешь взрослым. Мы ведь все думаем, что беды случаются только с другими, а несчастья поджидают не нас. И потому не готовимся к этому заранее. А готовиться надо еще с детства!
Ты спросишь меня, как готовиться? И я честно признаюсь: никто не знает, но у некоторых получается! Они словно чуют, когда надо сделать правильный выбор. А ты? Ты чуешь, когда оказываешься перед выбором? Ты, вообще, когда-нибудь вглядывался в выбор? Ведь выборы бродят по миру, словно темные зеркала без стекла, и если ты их не умеешь видеть, можно шагнуть в него и оказаться совсем не там, где хотел…
Тебе уже случалось попадать куда-то, где ты не ожидал оказаться? Тогда ты точно шагнул в выбор, не заметив его. Понимаешь теперь, как важно видеть выбор до того, как занес ногу? Мудрые люди учили: занеси, да не поспеши!
Самое неприятное в выборах, что они бывают хищными и коварными и прямо охотятся на людей с самого раннего детства. И если ребенок окажется глупым, но ты-то, конечно, не такой! - то вступит в не тот выбор, и вся его жизнь пойдет наперекосяк. Да еще не пойдет, а помчится, словно ты всю жизнь бежишь с горки сквозь кусты и кочки и не можешь остановиться, чтобы прыгнуть в другой выбор.
И лишь в конце жизни, когда летишь в последнем падении, понимаешь, что прожил не ту жизнь. И тут бы можно все начать сначала, но слышится «Хлоп!», и уже ничего нельзя изменить…
Я подскажу тебе несколько признаков, по которым можно распознать выбор до того, как в него вступил. От плохого выбора дурно пахнет. Плохой выбор отводит глаза, и ты чувствуешь, что у тебя нет ни малейших сомнений. Когда пришло состояние без сомнений, верный признак, что тебя втягивает в выбор. Хороший же выбор всегда подает знак, заставляя задуматься.
Мы же, услышав такой знак, морщим лоб, сводим брови и хмуримся, будто нам это мешает. А потом мотаем головой, чтобы отогнать какую-то навязчивую мысль. И начинаем действовать. А стоило бы вслушаться…
Поехал купец торговать, да по дороге убили его разбойники, товары пропали, с ними и богатство. Остался у него сын Иван, промотал последние деньги, стали его звать Бессчастным.
Погоревал Иван и пошел искать работы. Ходит он по торгу, собой-то видный; на ту пору красная девушка, дочь купецкая, сидела под окошечком, вышивала ковер разными шелками. А была она девушка не простая, бог ее наградил мудростью видеть скрытое. Поглядела она на Ивана, и полюбился ей купецкий сын.
- «Пусти меня, — говорит матери, — за него замуж. Он моя судьба». Старуха и слышать было не хотела, да потолковала со стариком:
- «Может быть, жениным счастьем и он будет счастлив, а дочь наша в сорочке родилась!»
Взяли ее, да и отдали — перевенчали. Мудрая жена послала мужа на рынок купить золотник шелку, вышила ковер и посылает его продавать:
- «Нам теперь Ваня, надо счастье возвращать. Далёко ты его отпустил, не скоро вернем. Отдавай ковер за сто рублей, а встретится хороший человек — за доброе слово уступи».
Встретился ему непростой старичок, стал ковер торговать: сторговал за сто рублей, вынимает деньги и говорит: «Что хочешь — деньги или доброе слово?» Купецкий сын подумал-подумал: жена недаром наказывала...
- «Сказывай, — говорит, — доброе слово!»
- «Прежде смерти ничего не бойся!» — сказал старик, сам взял ковер и был таков.
Приходит купецкий сын домой, рассказал все хозяйке; хозяйка молвила ему спасибо, купила еще шелку, вышила новый ковер и опять посылает продавать:
- «Отдавай ковер за пятьсот рублей, а встретится хороший человек — за доброе слово уступи».
Выходит купецкий сын на торг; попадается ему тот же старичок, сторговал ковер за пятьсот рублей, стал деньги вынимать и говорит купецкому сыну:
- «А хочешь — я тебе доброе слово скажу?»
Иван Несчастный подумал про себя: «Вот у моего отца много денег было, а все прахом пошли! Дай-ка лучше добрые слова возьму».
И сказал ему старик: «Когда само в руки идет, не радуйся; когда теряется, не горюй; подними, да не поспеши!»
Иван Несчастный взял эти три слова и пошел домой. «Что за ковры получил?» — спрашивает жена. «Три добрые слова взял».
Та ни слова.
Вот дядья купецкого сына собралися за́ море ехать, торг торговать; зовут Ивана с собой. Купецкий сын с женой подумали и решили, что это судьба зовет. Простился Иван с женой, да и поехал с дядьями.
Едут они по́ морю; вдруг выходит из моря морской черт: «Давай нам, — говорит купцам, — русского человека на судьбину — дело разобрать».
Дядья думали, думали, и пришли к племяннику с поклоном, чтоб он шел в море. Тот вспомнил слово старика: прежде смерти ничего не бойся, - и пошел с чертом в море. Там Судьбина разбирает, что дороже: золото, серебро или медь?
- «Разберешь ты это дело, - говорит Судьбина купецкому сыну, - награжу тебя».
- «Изволь, — отвечает он, — медь дороже всего: без меди при расчете обойтись нельзя; в ней и копейка, и денежка, и полушка, из нее и рубль сложить можно, и любое богатство».
- «Правда твоя! - говорит Судьбина. – Хочешь деньгами награжу?»
Вспомнил купецкий сын слова старика, чтобы не радоваться, когда само в руки идет, и отвечает: «Не надо мне денег. Верни на Русь!» Деньги и пропали.
- «Ступай к себе домой», - говорит Судьбина.
Выводит черт Ивана на Русь, показывает корабль: «Твой, забирай!» А корабль битком набит каменьем самоцветным.
Огляделся купецкий сын: дядьев как не было. Так и то сказать, пока он под морем был, на Руси двадцать лет прошло!
- Зачем, думает, мне торговать, и так богатства несметные. Развернулся да и поплыл домой.
Входит в свой дом и видит: лежит на постели молодец, а жена его молодцу кудри чешет, печально так поет. Закипело у купца ретивое, выхватил саблю вострую. «Зарублю», — думает, и будто его кто под руку толкает: «Руби! Руби скорей!»
Тут вспомнил он доброе слово старика: подыми, да не поспеши!
Опустил саблю, окликнул хозяйку, а та вскочила и ну толкать молодца:
- «Вставай, сынок, вот и наш батюшка со счастьем вернулся!».