Найти в Дзене

«Душа», разбор сценария – часть 1

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

Возвращаюсь к разбору сценариев. В этот раз я решил изменить и упорядочить формат, разбив разбор на несколько частей – от крупного и очевидного к мелкому и деликатному.

Сначала структура. За основу я взял лекции Майкла Арндта, подход которого конвенциональный, но более практический, чем учебники.

Фото: Самоучитель сценариста
Фото: Самоучитель сценариста

ПЕРВЫЙ АКТ начинается с неустойчивого равновесия главного героя: Джо – внештатный учитель музыки, который учит равнодушных 12-летних оболтусов и мечтает однажды начать карьеру джазового музыканта. Джо не замечает, что годы идут, он не молод, а мечта так и остается мечтой.

В своем ПОБУЖДАЮЩЕМ ПРОИСШЕСТВИИ Джо падает в открытый люк и буквально отдает богу душу – его душа попадает в Великое После.

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

Формируется ПРОБЛЕМА А: Джо только получил шанс пожить по-настоящему, как его отобрал несчастный случай. И у Джо появляется ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: воссоединить свои душу и тело, чтобы начать жить. (Джо вкладывает сюда свои представления о «настоящей жизни», и ему только предстоит узнать, что это значит на самом деле).

ПЕРВЫМ ПОВОРОТНЫМ СОБЫТИЕМ становится назначение Джо ментором Души-22, которой небесная канцелярия много веков не может подобрать искру. Искра необходима для реинкарнации, но Душа-22 не очень-то и хочет возрождаться. Это ПРОБЛЕМА Б.

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

Начинается ВТОРОЙ АКТ, в котором Джо формулирует ЦЕЛЬ ВТОРОГО АКТА: найти искру Души-22 и обмануть протокол – Джо вернется в свое тело, а Душа-22 останется в Великом До.

Все усложняется к МИДПОЙНТУ, который герои встречают на Земле в чужих телах: в Джо вселилась Душа-22, а душа Джо оказалась в коте. Сам мидпойнт, это сцена на лестничной клетке, когда Душа-22 чувствует красоту музыки: в ней зарождается искра. Но Джо отказывается это осмыслять.

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

И вот ЦЕЛЬ ВТОРОГО АКТА достигнута. Душа-22 возвращается в Великое До, а Джо выступает на одной сцене с Дороти. Концерт проходит отлично, ПРОБЛЕМА Б решена, но...

...Джо настигает ВТОРОЕ ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ: это мгновение он ждал всю жизнь, но не чувствует, что жизнь как-то по-особенному изменилась. Конечно, ведь формулируя цель, он гнался за внешним желанием и еще не осознал внутреннюю потребность! Для ее удовлетворения Джо попадает в ТРЕТИЙ АКТ.

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

КУЛЬМИНАЦИЯ схватки для Джо происходит в Великом До, где он осознает, что настоящая жизнь, это не яркий концерт, за которым его ждут те же тревоги, те же соседи и та же квартира, а каждое мимолетное мгновение, в которых нужно уметь разглядеть искорки счастья. Джо отказывается от возвращения на Землю, чтобы подарить возможность прожить удивительную жизнь Душе-22.

Фото: Disney/Pixar
Фото: Disney/Pixar

Но Джо не напрасно проделал это невероятное путешествие. Мы расстаемся с ним в моменте НОВОГО РАВНОВЕСИЯ, где он преодолел свой главный изъян и получил возможность начать новую полную осознанности жизнь.

В следующей части речь пойдет о характеристиках поворотных точек.

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).