Офицер эскадрильи тяжелых бомбардировщиков энгельсской авиачасти Николай Еремеев посвятил 23 года нелегкой работе в гарнизоне, совершая разведывательные полеты в северной Атлантике.
- Нашу стратегическую дивизию называли на Западе, - «Ядерная дубинка Москвы», - поясняет военный ветеран. – Ее создали, чтобы достичь паритета с воздушными подразделениями Соединенных Штатов, которые по плану «Дропшот» могли нанести удар по городам и промышленным объектам СССР. Заокеанского противника ждал адекватный ответ в случае войны – советские самолеты с грузом атомных бомб появились бы над его территорией.
Трагический полет не стал последним
Легендарный летчик Алексей Маресьев продолжал фронтовую службу, несмотря на ампутацию ног. Николай Еремеев вернулся в строй после тяжелых травм в результате авиакатастрофы 13 мая 1975 года вблизи от железнодорожной станции Урбах.
- Прошли торжества 30-летия победы в Великой Отечественной войне: во время праздничного парада на Красной площади я нес знамя полка, - вспоминает Николай Иванович. – Вернулись в часть, и тут же поступил приказ вылететь для проверки противовоздушной обороны столицы. Это было правительственное задание. Рассчитанный на сверхдальние перелеты бомбардировщик конструкции Мясищева повергал в шок иностранных атташе, наблюдавших, как эта махина идет на малой высоте, своей тенью покрывая всю ширину проспекта в центре Москвы. Однако, по всей видимости, он имел ряд технических недостатков - иначе не объяснить довольно частые эксцессы с ним. Вскоре после отрыва от земли отсеки нашего турбореактивного корабля, еще не успевшего уйти на заданный курс, внезапно наполнились густым дымом. Едва раздалась команда покинуть борт, как прекратилась связь с экипажем и подача кислорода в маску. Я катапультировался из кормовой кабины стрелка и спасся на парашюте. Через две минуты самолет взорвался на высоте около 4 тысяч метров, унеся жизни моих товарищей вместе с командиром стратегического полка Валентином Блинковым. Судя по всему, они боролись до последнего. Расследование показало: авария случилась из-за пожара, вызванного прорывом горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы. Взрыв самолета, где плоскости крыльев пронизаны каналами подачи топлива, при такой неполадке может произойти в любой миг. Я же в момент приземления отделался компрессионным переломом позвонка, меня в поле подобрал владелец мотоцикла с коляской. Далее - полтора месяца в больнице на мешке с песком я провел почти без движения.
- Неужели тогда не захотелось бросить рискованную летную работу?
- Такой шаг был немыслим, хотя родные стояли за то, чтобы перейти в наземную службу. Он грозил потерей авторитета. Ведь по складу характера я всегда стремился «всех строить и вести в светлое будущее». Тем более, подлечившись в Смоленском специальном госпитале, получил отметку в документах, - «Годен без ограничений». И продолжил летать до 45-и лет.
Охотники за кораблями
- За время службы в авиадивизии ваши обязанности, как предполагается, были весьма разнообразными.
- К этому надо добавить: отработал в оборонной отрасли почти такой же период, какой провел в армии. Расставшись с полетами, я преподавал военную подготовку, был ведущим инженером НИИ радиосвязи в Горьком. Выручила специальность по автоматике и телемеханике, которую постиг, заочно обучаясь в саратовском Политехе. Не владея такими знаниями, я не прошел бы в состав экипажа дальней авиации и не смог бы совершенствоваться как авиатехник. В итоге меня назначили начальником воздушно-огневой тактической подготовки полка - учились бороться с вероятными атаками истребителей и противовоздушной обороной, уклоняться от ракет.
- Предпринимались натовцами попытки сбить советские самолеты?
- Насколько помню, они не открывали огонь даже в моменты обострения холодной войны либо после того, когда предатель Беленко, угнав в Японию новейший истребитель, раскрыл код опознавания «свой-чужой» и пришлось срочно перенастраивать приемники наших военно-воздушных сил. Конечно, в ходе полетов над нейтральными водами то и дело приближались на опасное расстояние английские и американские «Фантомы», «Скайхоки», «Лайтнинги». Таким образом «палубник» США умышленно отрубил фрагмент оперенья Ту-16Р, однако тот сумел вернуться на свою базу. А экипаж командира морской эскадрильи Александра Плиева, совершая лихаческий маневр перед самым носом авианосца, что было строго запрещено, консолью крыла задел волну и утонул. Надо сказать, во избежание обвинений американцы предоставили советской стороне съемку этого инцидента.
- Как далеко забиралась авиация в таких рейдах?
- Разведывая ударные соединения флота потенциального противника, курсировали вдоль побережья Норвегии, долетали до северной оконечности Великобритании, даже до Исландии. Отыскать с высоты 11 километров на поверхности океана ордер военных кораблей нелегко и в ясный день – водное пространство пестрит от сейнеров, буровых вышек. Сами суда тщательно маскируются в походе. Выполняя задание, бомбардировщики полка совершали примерно 30 вылетов за сутки. Летали также через Иран, чтобы отметить места посадки в Индийском океане наших орбитальных спутников. Бывало после 14-часового пребывания в воздухе, приземлившись на аэродроме в Энгельсе в четыре-пять утра, уже к восьми собирались мы в штабе дивизии, чтобы отчитаться. По возвращении ждали боевые сто граммов.
Сила притяжения
- Военные летчики – элита вооруженных сил. Сами участники авиадивизии чувствовали этот свой статус?
- Все же, думается, нынешнему поколению в военно-воздушном флоте достается больше благ, и служить ему, пожалуй, несколько проще, нежели было нам. Более половины действующих пилотов селятся не в гарнизонах, а в городе. В этом свои плюсы и минусы. Мы жили с ощущением постоянной опасности войны, что особенно проявлялось в 50-е и в начале 60-х. Когда я обретался в частном доме, то среди ночи часто прибегал посыльный и барабанил в окно, поднимая по тревоге. В квартирах военного городка стояли динамики - могли объявить сбор в любое мгновение. Мы с противогазами пулей на аэродром, через 20 минут все у самолетов. Между прочим, в нашей части служили Юрий Шаргин, а из представителей более молодого поколения Сергей Прокопьев, перешедшие в отряд космонавтов. Это обстоятельство уже само по себе говорит об ее элитарности. Но вообще в среде военных летчиков теперь нередко попадают по протекции в профильные учебные заведения и на должности. Хотя служба тяжелая, она приносит немалую материальную выгоду.
- Удивительно то, как авиаторы держатся за свою стезю!
- Прежде всего, это образ жизни, с которым не расстаться так просто, и целый духовный мир. Мой командир Ноэрий Проневич, уволенный из ВВС, не смирился. Он уехал в Среднюю Азию, где устроился на «кукурузник» обрабатывать хлопковые поля, а вернувшись в Саратов, еще долго трудился в аэропорту. Многие летчики пишут мемуары. Я не исключение – издал 17 книг, в том числе стихов. Мне уже 85, но без дела не сижу. Своей задачей вижу сохранение энгельсского дома офицеров. Некогда он был центром культуры в городе. Его навещали знаменитые киноактеры, космонавт Герман Титов, а в 1969-м здесь устраивал сеансы Вольф Мессинг, на которых довелось побывать. Обо всем этом я рассказал спикеру Вячеславу Володину. И он обещал помочь.
Досье: Николай Еремеев. Родился в 1934 году в Моздоке (Северная Осетия). В 1953-м вступил в Советскую армию. Служил в частях Энгельсского авиагарнизона с 1956 по 1979 гг., летал в составе экипажей тяжелых бомбардировщиков М-4 и ЗМ. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени и 12-ю медалями. Автор исторических монографий «За право жить», «Русский жребий», «Карающий меч авиации».