Собак тогда собирали по городу и отправляли совсем не в приют. Некоторые из этих произведений вошли в программу третьего класса, но слабонервных просим не читать.
В рассказе Куприна А.И. "Собачье счастье" 1896 г. собак отлавливали на улице, без разбора, порода, не порода, нет хозяина рядом — поехали. Свозили их в место ожидания своей участи.
Через пять минут клетка въехала в широкие ворота и очутилась среди огромного двора, обнесенного кругом сплошным забором, утыканным наверху гвоздями. Сотни две собак, тощих, грязных, с повешенными хвостами и грустными мордами, еле бродили по двору.
Из этого места было два выхода: на волю с любимым хозяином, если тот успевал вовремя найти своего пса, либо "на выделку дамских перчаток" или в суп для других постояльцев.
Собаки в рассказе философски рассуждают о добре и зле. И приходят к выводу, что всё хорошее в иж жизни и всё плохое идёт от человека.
Вся собачья жизнь, все собачье счастье в их руках. В теперешнем нашем положении каждый из нас, у кого есть добрый хозяин, должен благодарить судьбу.
Такую же историю читаем в рассказе Мамина-Сибиряка "Постойко" 1891 г.
Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали.
Дальше всё как у Куприна, собаки ожидали прихода хозяина или конца.
Как ужасно долго тянулись дни для заключенных… Даже ночь не приносила покоя. Собаки бредили во сне, лаяли и взвизгивали.
Дворнягу Постойко тогда успели спасти, за ним пришли, а за пойнтером Аргусом не пришли.
Что изменилось за почти век?
Мало что изменилось, в повести Троепольского Г.Н. "Белый Бим чёрное ухо" 1971 г. мы снова читаем:
Темно-серый, обшитый жестью автофургон выехал за город и завернул во двор одиноко стоящего дома, обнесенного высоким забором. Над воротами вывеска: «Вход посторонним воспрещен — опасно для здоровья». То был карантин, куда привозили бешеных собак и сжигали дотла, сюда же попадали и отловленные бродячие псы, как возможные разносчики эпидемий, — этих не сжигали, а отправляли для науки или снимали шкуры.
Забирали не всех подряд, но попасть в такой отлов было не сложно.
... время от времени очищали город от бродячих псов или забирали собаку по личному заявлению владельца.
***
Итак, судьба собаки на улице в XIX - XX веках была незавидна. Не спасала даже породистая внешность.
***
Сейчас породистую собаку редко встретишь на улице без хозяина. Если такое и случается, то люди используют соцсети, обращаются за помощью в породные команды, и часто питомец быстро возвращается к владельцу. Если найти хозяина не удалось, то ищут нового или собака поступает в приют.
Собаки без породы иногда живут на улице, после стерилизации/кастрации, вакцинации. Иногда попадают в приют. И так же находят дом, как и их породистые сородичи.
В нашем приюте в основном собаки без породы. О собаках у нас хорошо заботятся, никого не уничтожают.
И нам хотелось бы каждому рассказать, какие они умные, ласковые, послушные и как они нуждаются в своем человеке.