Аккурат в канун 8 марта давала интервью по телефону одному уважаемому изданию. Собственно, я их заинтересовала как автор книги “Женщины, которые изменили мир”. Интервьюеру, вероятно, показалось, что я недостаточно хорошо владею русским и он позволил себе усовершенствовать мою речь, частично или полностью изменив смыслы и приписав в мои ответы свои вопросы. Хорошо, что попросила прислать мне текст на утверждение. Интервью не вышло.
Это не про уровень современной журналистики. Это про способность слышать одно, а понимать другое.
Затевая тему о турецких мужчинах я меньше всего хочу впасть в грех стандартизации и усреднения, и начать вычислять среднюю температуру по больнице. Понятно, что все люди разные - и здесь, и в России, и в Буркина-Фасо. Моя задача - сделать зарисовки, основываясь на тех ситуациях, в которые я здесь попадала.
***
Ко мне в гости приходил хороший знакомый, наш капуджи (смотритель дома) поведал ему какую-то важную информацию по поводу моих счетов за электричество. Знакомый мне ничего не передал, вероятно забыл. Вечером капуджи встречает меня в холле и говорит:
- Я сказал мистеру У. по поводу электричества.
- Почему ему? Он же здесь не живет. Скажи сейчас мне.
- Я уже сказал ему. Спроси у него.
Так ничего и не добилась.
***
Когда женщина идет в ресторан с мужчиной, владелец ресторана и официанты-мужчины с ней не здороваются и на нее не смотрят. Вообще ее не замечают, как-будто вместо человека пустое место. Даже если это пустое место открывает рот и говорит. Смотрят они только на мужчину и общаются только с ним. Я сначала это у кого-то прочитала, сильно удивилась, а потом это случилось и со мной. Гадкое, я вам скажу, ощущение. Но если отнестись к ситуации как к учебной, можно себя быстренько спросить - какие мысли приходят ко мне в голову? Конечно, про неуважение, дискриминацию и гендерное неравенство. Однако, это как раз про уважение, но к мужчине. “Я настолько уважаю вашу собственность, что даже не смотрю в ее сторону”. Это моя вольная интерпретация, но по мне так очень похоже на правду.
***
Познакомилась с профессором экономики из Анкары. Образованный человек с хорошей работой, достатком, перспективами. Скоро 45 лет, ни разу не был женат, детей нет. Говорит, живет в гражданских браках с женщинами, сроки - от нескольких месяцев до нескольких лет. Максимальная связь длилась четыре года. Он жил в одной квартире, она в другой. Встречались на выходных - оба были очень заняты. Планирует жениться только если будет ребенок. В остальном же отношения с женщиной не предполагают никакой взаимной ответственности - ни финансовой, ни моральной. Вот я сидела и думала - это какая-то индивидуальная патология или все же тренд больших городов?
***
Один знакомый после нашего непродолжительного общения сказал мне следующее: “Меня учили всегда думать в первую очередь о стране. Ты на меня сильно влияешь. Я начинаю думать о себе”. Не разобралась, был это комплимент или наоборот (шутка).
***
Мой сосед, владелец банановой плантации, немного говорит по-английски. Однажды он решил уточнить: “Это ничего, что я с тобой разговариваю? Ты женщина, я мужчина, для многих это проблема”.
***
Зимой ехала на велике и ливанул дождь. Спряталась под навесом неработающего кафе, прибегает парень, видит меня и робко спрашивает: “Можно войти?” Входи, конечно, льет же как из ведра. Дальше он лепечет, что постоит тут в углу и не будет меня беспокоить. После моего “ноу проблем” он как-то расслабляется, осознавая, видимо, что я обычная европейская иностранка свободных нравов и все эти марлезонски балеты для меня лишние. Он тут же переходит границу, развязно спрашивая как меня зовут. Я демонстративно запихиваю в уши наушники и почти не слышу как он пытается мне что-то объяснить. Могу предположить: если бы я оставила его под дождем, он бы уважал меня больше.
***
Юрист, 44, работает на себя. Стиль жизни - номад (кочевник). Образован, эрудирован, блестящий английский. Говорит, "у меня нет ничего общего с соотечественницами. Я только беру ее за руку - она меня спрашивает, когда мы поженимся?» Спит с русскими и европейками. Они про свадьбу не спрашивают.
***
Как-то я присутствовала на собрании жильцов нашего дома. Говорили на турецком, но я наизусть знаю рязановский “Гараж”, поэтому в целом было все понятно. Одни хотят поменять управляющую компанию, другие не хотят. С нами была девушка-юрист, которой предстояло оформить протокол собрания и какие-то еще необходимые бумаги. И вдруг представитель УК, он же владелец дома, начинает на нее орать, оскорблять, выгонять… В общем, у меня был шок. Ребята, это же не семейные разборки, это деловые отношения. Так нельзя! Больше всего меня потрясла реакция девушки - спокойно, уверенно, повысив голос на полтона она продолжала делать свою работу. Видимо, это обычное явление в ее профессиональной жизни.
***
Познакомилась с соседом, он из Ирана. Шли вместе домой из магазина - встретились по дороге. После светского разговора о высоких ценах на продукты он немедленно сообщил, что собирается жениться только на русской, украинке или белорусске. И тут же спросил, с кем я живу. Я его заверила, что не планирую брак ни в ближайшей перспективе, ни когда-либо потом. Дошли до дома, в лифте он меня спрашивает, сколько мне лет. Я ответила, что не считаю этот вопрос корректным по отношению к женщине любого возраста. Чтобы сократить историю, напишу, что последовали смс-ки, звонки и предложения, и мне пришлось на хорошем английском четко и внятно сказать при встрече, что я не заинтересована ни в совместных прогулках, ни в парных катаниях на велосипеде. Это, к моему удивлению, его не остановило. Спросила иранскую соседку - может я что-то делаю не так? Может в их традиции есть какие-то особенности, а я не в курсе? Она сказала:
- Он тебя не слышит.
- Что, прости?
- Что бы ты ни сказала, ему все равно. Его не очень интересует чего ты хочешь. Ему надо добиться своей цели, вот и все.
В общем, чувак, готовясь попасть в матримониальный рай, плохо изучил русских женщин. Ходит, здоровается, смс-ки больше не пишет.
***
Притормозила около лавочки - пришлось перепаковывать вещи и заново крепить их к багажнику. Сидит на соседней турецкий старичок, зубов нет ни одного.
- Из России?
- Да.
- Я был в России, я там работал. Очень люблю вашу страну. Ты одна живешь?