А я-то думала, что давно охладела к мексиканскому "мылу" и ко всем этим лав-стори. Осторожно! Будут спойлеры.
Сериал "Однажды у нас вырастут крылья" я смотрела еще в подростковом возрасте.
Тот период запомнился моим фанатичным увлечением латиноамериканскими теленовеллами, растянутыми на сотни серий.
Но со взрослением интерес к подобной продукции иссяк, во многом из-за ее тягомотности и наива происходящего на экране. Но!
В эти майские праздники (и предшествовавшим им отпуске) я решила пересмотреть свой любимейший в детстве мексиканский сериал!
Очень к многому "мылу" 90-х мой разум относится весьма критически. Посему была удивленна, что "Однажды..." в мои под сорок вызвал прежний интерес и также остался в рейтинге лучших сериалов, из тех, что я когда-либо смотрела.
НЕМНОГО О СЮЖЕТЕ
Конечно, "Однажды у нас вырастут крылья" - это типичная сказочка о любви двух "сверхлюдей" - гениального композитора Гильермо Ламеса и разносторонне одаренной девушки Анны Эрнандес , чей путь к счастью был выстлан (образно говоря) горящими углями. Впрочем, есть здесь место мрачной реальности.
У Гельермо Ламеса в автокатастрофе умирает любимая жена, а дочка становится инвалидом. Случившееся погружает когда-то любимца публики в тяжелую депрессию. Что сказывается и на его творчестве, и на его работе. В жизни музыканта начинается черная полоса.
Анна Эрнандос растет в бедной неблагополучной семье. Чего только стоит один ее отчим - альфонс и убийца, который регулярно зверски избивает ее мать и постоянно сексуально домогается до 16-летней падчерицы! Отдушину Анна находит в своей первой любви к всемирно известному гонщику Игнасио Нахеро, но тот погибает в авиакатастрофе, так и не успев сказать девушке о том, что чувства ее взаимны. А далее сумасшествие матери, заключение в тюрьму за убийство которое Анна не совершала....
Где-то треть сериала центральная пара, случайно сталкиваясь на улицах города, проходит мимо, не обращая друг на друга никакого внимания. Их сюжетные линии развиваются параллельно друг другу, пока судьба не сводит их в особняке Гельермо, куда Анна устраивается работать няней его дочери.
История любви Анны и Гельерма очень красива и романтична в своей медлительности. Гельермо долго не осознает, что влюблен в юную красавицу, к которой так привязалось его дитя. Анна, которая всем сердцем любит Гельермо, таит свои чувства и даже не мечтает о чем-то большем, так как очень боится секса и всего с ним связанного (оно и понятно, после того, что делал с ней ее отчим!).
А теперь о том, чем сериал мне нравится.
ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ХАРАКТЕРОВ ПЕРСОНАЖЕЙ
Одной из черт качественного произведения является проработка характеров. Так вот, характеры Анны и Гильермо прописаны замечательно во всей их противоречивости.
С одной стороны, да, в рамках заданного романтическим жанром канона: главные герои романтической киноистории 90-х своеобразные сверхлюди, которые намного красивее, умнее, талантливее , чем их окружение. Они сексапильны, сильны духом, темпераментны, энергичны, и при всем благородны и порядочны!
Но ведь любая претендующая на качество картина предполагает наличие не только самих предметов, но и их теней! В талантливом художественном произведении, разумеется, тени эти - недостатки персонажей, именно они делают их жизненными.
Так, Гельермо Ламос в некоторых ситуациях напоминает психопата:
когда он в припадке гнева или отчаяния крушит свой кабинет, разрубает топором рояль, убивает лошадь, скинувшую его любимую супругу на землю, что стало причиной раковой опухали той в головном мозге.
Но при этом столь бешеный темперамент, направленный в позитивное русло творчества (преображаясь в страсть) - делает его музыку импрессивной и божественной, даруя автору мировую популярность, особенно у женщин.
Неумении Гильермо управлять своим темпераментом сказывается и на том, что сексуально он слаб. Речь о невозможности им совладать с половыми инстинктами. Даже безумно любя свою супругу Исабель, а после ее смерти влюбившись в Анну, - он неверен (хотя очень старается и "казнит" себя после измены), и что одна, что другая закрывают на этот факт глаза.
Все это делает Гильермо очень правдоподобным, я поверила, что действительно может быть такой музыкант!
Неидеальна и Анна Эрнандес. Да, эта девушка прирожденный лидер, чьими душевными качествами, многочисленными талантами и неземной красотой - восхищается практически все ее окружение.
Одновременно с этим она очень вспыльчива, настолько, что может забыться и ударить человека.
Сей факт не отменяет ее воспитанность (к героиням-хабалкам не отнести), начитанность, способность тонко чувствовать искусство и сплачивать ровесников под своим началом.
Она эмоционально нестабильна. Очень застенчива, способна от волнения потерять дар речи. От переживаний у нее повышается температура и начинается жар. Случается, что она действует в аффективном состоянии из-за чего потом сильно переживает.
Темперамент и бесхитростность делают Анну и достаточно прямолинейной, впрочем сия черта характера не мешает очаровывать окружающих, которые, кажется, только тем и занимаются, что "поют ей оды".
Также Анна склонна убегать от проблем, она с ними не борется, не решает их, замыкается в себе; к счастью вокруг нее много желающих ей помочь и разрулить, отпущенную на самотек, ситуацию.
Блистательная игра актеров
Об Умберто Сурито и Кате дель Кастильо я уже упоминала выше. Они превосходно справились со своими ролями, играли так, что им веришь и переживаешь происходящее на экране вместе с ними.
Хочется отметить также игру Альберто Эстрелья , воплотившего того самого злодея-отчима - Марио Гарсия Суареса. Актеру бесподобно удалось передать характер беспринципного психопата со всеми перепадами его эмоций, от глупого самодовольства до разрушительной ярости...
Вообще интересно, как Гельермо и Марио зеркально отражают друг друга. Безумие одного превращается в творческую одержимость, что приносит ему восхищение и преклонение окружающих. Безумие другого делает его криминальным элементом, превращающего жизнь в ад себе и всем тем, кто впал от него в эмоциональную и сексуальную зависимость.
Как актеры первого плана, так и второстепенные замечательно вжились в роли и вместе со сценаристом, режиссером сваяли и всесторонне раскрыли заданные характеры. Игра в сериале детей, их безупречные диалоги диалоги... В общем верю и все!
Единственное, чего мне не хватило, так это развития характеров. Ладно Гильермо, в свои 40-лет он уже состоявшаяся личность. Анна же статична, она изначально совершенна, а дальше совершенству нет предела. Характер развивается разве что у Магдалены: от избалованной богатой девушки, готовой быть верной своему любимому, до нарцисстической и порочной нимфоманки, ломающей жизнь всем подряд.
Музыкальное оформление.
Музыка в сериале - это что-то. Поскольку Гельермо композитор из сферы высокого, я бы сказала элитарного, искусства (а не попсы), здесь очень много качественной инструменталки, оркестровых партий.
Музыка заменяет диалоги персонажей, есть только пантомима и импрессия мелодии, иногда дополняемая вокалом.
Я бы вообще назвала музыку отдельным действующим лицом и в то же время драгоценной оправой, которая еще больше заставляет относиться к сериалу как к чему-то значимому.
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО (И ТРЕТЬЕГО) ЛИЦА
Персонажи сами рассказывают, что было после той или иной, не до конца показываемой в серии ситуации, описывают свои чувства, переживания.
В сериале не мало флеш-беков, но они не отвлекают от основного действия, а наоборот, придают логику происходящему.
Невероятная романтика
История любви Анны и Гельермо продвигается этапами.
1. Абсолютно чужие люди, которые проходят мимо друг друга и не видят.
2. Анна, еще незнакомая с Гельермо, на расстоянии чувствует его эмоции. То есть начинает проявляться их тонкая связь на уровне душ.
3. Знакомство по телефону. Не видя друг друга воочию они общаются на разные темы, от личной жизни до искусства, находя друг друга невероятно интересными собеседниками.
4. Он становится ее работодателем, высоко ценящим ее профессиональные и личностные качества, постепенно подпадает под ее обаяние.
5. Он узнает об ее многочисленных талантах, связанных с музыкальной сферой, что заставляет воспринимать девушку как некую ровню себе, с которой могут быть воплощены совместные творческие проекты.
6. Он понимает, что влюблен и начинает красиво за ней ухаживать, даже не подозревая, что чувство его взаимно.
7. Начало их отношений и растягивание сюжета обычной сериальной тягомотиной.
То что я не заметила в детском возрасте, но увидела сейчас!
ПОДНЯТИЕ ВАЖНЫХ ТЕМ
И первая из них - это тема семьи. Здесь представлена судьба людей из неблагополучных семей.
Алкоголизм и беспринципность отчима надолго остается в памяти Анны кошмаром, который она не может изгнать; а также мешает ей строить отношения во взрослой жизни. Это хорошо, что рядом с ней оказывается столько благородных мужчин, с пониманием относящихся к ее "тараканам" и готовых залечить ее настрадавшуюся душу.
Или Гельермо, который вообще не знал родителей, из-за жестокого обращения сбежал из детского дома, чуть не ушел в уголовную среду. Лишь счастливые случайности - усыновление его очень хорошей женщиной, а затем удачная женитьба на женщинах состоятельных и влиятельных - позволила талантливому парню развиваться в музыке, войти в круг музыкальной элиты и стать тем, кем он стал.
В общем, даже тут деньги решили многое! И 18-летняя Анна, вступив в отношения со зрелым и боготворимым ею Гельермо, обрела в его лице музыкального наставника, а также продюсера, который в общем-то вполне может дать старт и ее творческой карьеры.
Еще одна тема, актуальная сегодня - это абьюз.
И главный абьюзер здесь Марио. Он без труда, харизмой и хитростью, влюбляет в себя женщин разного социального статуса, чтобы потом с наслаждением издеваться над ними с помощью физического и психического насилия. Удивительным делом, его пассии, не смотря на побои, унижения и присутствие соперниц, по-собачьи преданны ему, видя в своем жалком положении, что-то великое и высокое. Портрет абьюзера изображен идеально. Он берет своих жертв не только мужской брутальностью, но и жалостью, с которой к нему они проникаются. Даже умная, талантливая, красивая, успешная, богатая, смелая, сильная и уверенная в себе Розаура попадает в сети этого паука, позволяя его кулакам оставлять синяки на ее лице, ломать ей ребра. Разумеется, с ее стороны вступление в подобные отношения - это добровольное самоистязание, наказание себя за то, что когда-то посмела влюбиться в мужа своей сестры и в мечтах отбивать его. То есть результат ее чувства вины.
Налицо в сценарии психологизм, претензия на глубокую проработку характеров с их внутренними проблемами и комплексами..
Следующую тему я бы обозначила, как важность благодатной среды, дружеского окружения для развития успешной личности.
В истории Гельермо - это его приемная мать, старый тренер, жены и их родственники, с которыми ему в общем-то везло.
В ситуации Анны - монахини реабилитационного центра "Улей", а также священники католического прихода, в который она ходит. Именно при их поддержки девочка начинает развиваться, вдохновляется на образование, самообразование и приобретение разных профессиональных навыков.
В одной из серий мелькнула тема "жестокого обращения с животными", где велась речь об выбрасываемых хозяевами на улицу питомцах. Смысл: такое поведение очень порицаемо, ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
Ну и банальная тема всех мексиканских сериалов того времени: "что такое хорошо и что такое плохо". Особенно это проявлено в противостоянии Анна-Магдалена, где умной и одухотворенной натуре одной противопоставляется глупая и пустая соперница.
Есть и черты сериала, которые мне не понравились.
До того, как Анна и Гельермо стали парой все шло замечательно. Где-то были в сериале нестандартные находки, а где-то использование давно отработанных приемов, но в своем сочетании все это делало сценарий сериала достаточно качественным.
Но когда Гельермо и Анна соединились сценаристам понадобилось неоправданно растянуть всю это историю еще на ...цать серий. И тут в ход пошли и амнезия, и обман с ложной беременностью соперницы, из-за которой главная героиня бросает возлюбленного, и злодейские злодеи, вобравшие в себя все мировое зло, и мнимая измена!
Короче собрали все возможные дешевые клише!
Раздражала и непроницаемая глупость (а скорее ослиная гордость) Гельермо и Анны, которые упрямо начали портить себе жизнь... И если бы себе! На кону же стояла судьба дочурки Гельермо! Но о счастье ребенка никто из них не задумывался.
Постскриптум.
В свои 16 лет я смотрела этот сериал с бабушкой. С первой серии я поняла, что Гильермо суждено быть с Анной и эта мысль у меня не вызывала отторжение. А вот, когда мы с бабушкой посмотрели финальную серию, она заявила, что концовка ей не понравилась:
- Оставили ее с каким-то стариком! До конца надеялась, что она выйдет замуж за гонщика, он ей больше по возрасту подходит...