В культурной жизни Калининграда - новое событие. В свет вышла книга культуролога и искусствоведа Александры Макаревич «Восточнопрусская живопись и графика конца XIX — первой половины ХХ века в художественной почтовой открытке».
Книга рассказывает об историко-художественном наследии Восточной Пруссии конца XIX — первой половины ХХ века посредством художественной почтовой открытки. Уникальность издания заключается в публикации интересного и ранее мало изученного материала. Оно знакомит с художниками и их произведениями, которые в своём творчестве так или иначе были связаны с Кёнигсбергом, с колонией «Нидден» на Куршской косе или в целом с Восточной Пруссией.
Книга снабжена большим справочным аппаратом и редкими иллюстрациями. Адресуется широкому кругу читателей: искусствоведам, историкам, культурологам, филокартистам, специалистам музеев, аспирантам и студентам высших учебных заведений гуманитарного направления, а также всем, кто интересуется историей и искусством.
Настоящая работа не претендует на полноту и исчерпанность исследуемой темы. Формат издания также не даёт возможности подробно рассказать о художественной жизни Кёнигсберга, но вполне формируют общие представления для более осмысленного восприятия темы исследования.
В конце книги приведён подробный справочный аппарат, где каждый сможет найти нужную информацию для себя. Было принято решение использовать в тексте подстрочные сноски для более быстрого обращения к источнику того или иного приведённого факта. Это упрощает задачу в том числе и для дальнейших исследований.
Какое отношение Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах-старший имеют к городу на Прегеле? Что связывает Эдуарда Мане и других французских импрессионистов (Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, П.О. Ренуара…) со зданием бывшей биржи в Калининграде? Каким образом преподаватель Кёнигсбергской академии художеств Карл Шторх-старший связан с Санкт-Петербургом? Какие знаменитые русские художники начала ХХ века входили в состав Берлинского сецессиона? Какие европейские произведения искусства, связанные с Восточной Пруссией, сегодня хранятся в российских и европейских музеях? Какая картина Пауля Рубенса из Кёнигсберга попала в Эрмитаж? Какая связь между академиком Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге Евгением Дюккером и восточнопрусским художником Паулем Габелем? Что связывает Метрополитен-оперу (Нью-Йорк) и художника из Тапиау (ныне Гвардейск) Эрнста Молленхауэра?
Ответы на эти и другие не менее интересные вопросы Вы узнаете из книги «Восточнопрусская живопись и графика конца XIX — первой половины ХХ века в художественной почтовой открытке».
А также Вы узнаете много необычного о художественной жизни города, например, в каком ресторане был проведён «Бал люмпенов и художников», который объединил магию Монмартра и атмосферу художественных студий и собрал половину Кёнигсберга, или в каком ресторане собиралась творческая богема во главе с профессорами Кёнигсбергской академии художеств Людвигом Деттманном и Генрихом Вольффом. Какие интриги, перестановки кадров и сложности происходили в местной Академии художеств. Кто открыл путь импрессионизму в Восточную Пруссию. Узнаете, как мастер графического искусства Генрих Вольфф проложил путь целому поколению художников-графиков, среди которых было немало женщин — Хелена Нойманн, Мария Зеек, Анна Михелау, Мария Ларс и многие другие — все они стали выдающимися художницами Восточной Пруссии. Почему профессура называла расположение Академии в Ратсхофе «у дьявола на канаве»?
Отметим, что книга основана на коллекции художественных почтовых открыток в основном из частных собраний: Дениса Дунаевского, Павла Наумова, Виктора Якушева, Александра Казённова, Евгения Дворецкого, Фелиситас Брахерт-Шнайдер, а также Музея Восточной Пруссии в Люнебурге и Архива визуальной информации Восточной Пруссии.