Найти тему

Трофейная мода - как одевались после войны.

Послевоенные годы. Новые ценности, другие идеалы. О прекрасных женщинах 1940-х годов, которые смотрят на нас с чёрно-белых фотографий, рассказывает наш имидж-эксперт Анастасия Акатьева.

С 1930-х годов западная мода стала аккуратно проникать в советское пространство. В конце того десятилетия СССР получил контроль над Прибалтикой и частью Польши. Эти события не только положили начало политическим изменениям, но и впустили новое дыхание моды. Для советских военнослужащих и их жён это оказалось прекрасной возможностью. Ведь на присоединённых землях была достаточно развитая модная индустрия.

-2

Во время Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт, а женщины остались дома, одежда обрела иное значение: начала цениться её функциональность. На первый план вышли удобство, прочность, немаркость и способность сохранять тепло.

Интересная модная тенденция наблюдалась в 1940-х годах и в Германии, и в СССР: стал популярен тирольско-баварский костюм, рукава-фонарики и приталенный силуэт, расклёшенный книзу.

-3

В моду вошли ткани в мелкий цветочек и горох. Образ женщины тех лет невозможно представить и без ярких губ, бровей-ниточек, короткой стрижки и папиросы.

Помните фотографии послевоенных лет? На ножках многих девушек — туфли, обутые на носочки. Причина в банальном отсутствии настоящих чулок. Дефицит привёл к тому, что некоторые женщины даже рисовали карандашом на ноге стрелку и пятку, как будто у них был чулок.

-4

В те времена популярность обрело и дутое золото. Украшения изготавливали из небольшого количества драгоценного металла, но выглядели они массивно, потому что внутри были пустыми.

-5

В конце 1940-х между СССР и странами Запада опустился железный занавес, но у советского человека была возможность общаться с дружественными Кубой, Ямайкой и Мексикой. Это моментально отразилось на моде послевоенных лет. Влияние испанско-кубинской моды прослеживалось в различных тканях и расцветках, в аксессуарной группе. Достаточно вспомнить ткань в горошек — это традиционный андалузский орнамент. Теперь понятно, откуда у нас такая любовь к испанской ретростилистике.

-6

Не стоит забывать, что в начале войны своё влияние на моду Советского Союза оказало сотрудничество с США. Начиная с 1942 года Красный Крест стал регулярно отправлять в СССР посылки с американской одеждой.

-7

Это была гуманитарная помощь, она раздавалась нуждающимся на заводах, фабриках, в больницах и школах. Вот так потихонечку западная мода и проникала в советское пространство. И как бы ни хотели власти СССР ограничить веяние западного мира, буржуазный шик всё-таки завоевал сознание нашего человека.

Бывали и курьёзные моменты, когда предметы одежды, предназначенные для дома, например прекрасные ночные сорочки с перьями, принимались советскими женщинами за вечерние наряды, в которых они по незнанию выходили в свет — насколько это, конечно, было тогда возможно.

-8

Сразу после войны в Советском Союзе появилось много трофеев, вывезенных из Германии и стран Запада. И у многих граждан, что называется, случился «разрыв шаблона». Ведь чего там только не было: и посуда, и одежда, и мебель.

-9

Моментально были организованы стихийные рынки, на которых это всё распродавалось. Как правило, толкучки обустраивались на железнодорожных станциях. Ярким символом послевоенных лет стал образ трофейной красавицы, включающий в себя три главных элемента: буржуазные часы, украшения с чешским гранатом и мех... Всё что угодно из меха.

Это мог быть меховой воротник, меховая муфта или горжетка. На память сразу приходит мультфильм «Снежная королева», который вышел через десять лет после войны. Помните меховую муфту Герды? А её наряд, который сразу вызывает ассоциации с трофейной модой?

Тогда же, в конце 1940-х годов, в Союз приехал революционер Мао Цзэдун. Его визит стал началом великой дружбы СССР с Китаем. И рынок советского пространства моментально наполнился китайскими вещами — яркими, невиданными.

Послевоенные годы были тяжёлыми. Денег не хватало, а выглядеть хотелось хорошо. Но в некоторых случаях одеваться модно не позволяло даже не отсутствие денег, а царившая идеология, когда гражданам приходилось выбирать между личным и общественным. И последствия такого выбора могли быть непредсказуемы.

-10

В те годы спасал кинематограф. Советские гражданки могли черпать вдохновение в образах актрис. Во времена железного занавеса поход в кино был глотком свежего воздуха. А сколько девочек мечтали сами попасть на экран? Ведь это была единственная возможность для красивой, элегантной советской девушки прожить яркую жизнь.