Найти тему
GowiththeWind

Как я праздновала День Победы в 2015 году

Это будет рассказ о музыке - хочется просто поделиться воспоминаниями об одном необычном праздничном концерте. Скажу сразу: попала на него, потому что в нем участвовал Петр Налич. Я человек не особо музыкально образованный, и для меня в тот вечер многое было реально открытием. А песни, которые спел Петр, стали чудесным подарком; я их, конечно, слышала до того, но слишком давно... Вечер получился действительно волшебный.

-2

Концерт проводил Персимфанс - расшифровывается название как Первый симфонический ансамбль, и на самом деле это реконструкция коллектива, существовавшего с 1922 по 1932 год. Это был первый в истории оркестр без дирижера: чтобы проникнуться духом идей, приведших к его созданию, можно посмотреть сильнейший фильм Феллини "Репетиция оркестра". Фильм, конечно, гораздо больше чем о роли дирижера - это фактически вообще фильм-притча, я просто имею в виду, что возникновение Персимфанса было экспериментом в духе времени. Сама суть взаимоотношений "дирижер главный, остальные - масса" в какой-то момент стала восприниматься как несправедливая и устаревшая, поэтому революционная идея петроградского скрипача Льва Цейтлина о полноценном симфоническом оркестре, исполняющем музыку без руководства дирижера, благодаря слаженной работе всего коллектива, нашла отклик среди музыкантов. Лев Цейтлин воплотил свою идею в жизнь в Москве, к нему присоединились многие лучшие музыканты столицы. Конечно, дебют Персимфанса был встречен не без скептицизма, а становление коллектива было непростым, но в итоге эксперимент оказался удачным: оркестрантам удавалось и играть слаженно, и коллективно находить музыкальные трактовки. Такая вот "практикующаяся утопия" и "лаборатория коммунизма", очень характерная для того времени - времени поиска и обновления...

Персимфанс был воссоздан в 2009 году Петром Айду. Правда, если исторический Персимфанс имел график выступлений (пользовавшихся большой популярностью), то современный Персимфанс работает уже только под конкретные проекты. Вот одним из таких проектов и стал концерт 9 мая 2015 года, проходивший в рамках фестиваля "Музыка на воде". Программа погружала в предвоенную эпоху - новаторство в музыке, эксперименты... И конечно, военные песни.

Действо происходило на Патриарших прудах. С одного края пруда была сооружена плавучая сцена, происходившее на ней транслировалось на два больших экрана. Зрители свободно располагались по трем остальным берегам пруда. Получилось очень романтично и уютно, единственное - сцена была все-таки слишком далеко, чтобы детально разглядывать происходящее на ней.

Мне-то, как человеку с фотоаппаратом, конечно, хотелось заснять получше выступление - а это оказался еще тот квест: подступы к павильону (к нему примыкала плавучая сцена) были перекрыты и пусть не чрезмерно, но охранялись. Так что уж насколько получилось подобраться...

Из особо впечатливших номеров программы: композиция Галины Уствольской «Dies Irae» для восьми контрабасов, фортепиано и деревянного ящика и величественное завершение - "Ода на окончание войны" Прокофьева при участии восьми арф. Ведущим вечера был Михаил Козырев; были пояснения ко всем номерам. Конечно, чтобы воспринимать такую авангардную музыку, как у той же Уствольской, надо помимо прочего обладать хорошо развитым чувством юмора; думаю, и у авторов, и у исполнителей оно было на должном уровне. И тут же в программе были вещи во вполне традиционной эстрадной манере.

Интересный рассказ о том, как исполнителем песен был выбран Петр Налич, промелькнул тогда в прессе. Организатор фестиваля "Музыка на воде" скрипачка Елена Ревич: "Его пригласил в этот проект Петр Мансилья-Круз, директор музея Булгакова и наш единомышленник. Мы искали такого вокалиста, чей голос бы не был испорчен серьезной школой. Классический исполнитель, оперный нам не подходил. Так что в этом концерте легкие жанры будут соседствовать с интеллектуальными программами". По-моему, "испорченность" как раз тоже очень хорошо проявилась, особенно ближе к песне о Ворошилове:) Зацените, как по-разному звучат все песни - у каждой своя интонация, свой "голос".

Итак, песни, которые исполнял Петр Налич. Сначала - пример самой теплой лирики: "На полянке возле школы", 1944 год.

А вот эта песня - словно живой портрет времени; год написания - 1938-й.

И "на контрапункте" - песня о Ворошилове. Музыка Прокофьева, слова Сикорской.

Ну и напоследок - та самая Ода, как апофеоз праздника:

-5

В тот год Петр умудрился выступить аж в пяти очень разных программах, посвященных Дню Победы - какие-то из них, думаю, стоит тоже упомянуть в отдельных статьях. Согласны?:)