Знаете ли вы, что в японской системе образования есть предмет, которого не встретить ни в одной западной школе? Это уроки «созерцания природой», на которых детей учат замечать красоту окружающих пейзажей и воспитывают в них бережное отношение к природе. Возможно, именно благодаря этому у японцев развито утонченное восприятие мира вокруг: в отличие от европейских, японские школьники начальных классов легко различают до 40 цветов и оттенков.
Вы наверняка замечали, как наличие зеленых пространств влияет на ваше самочувствие и психическое состояние. А что насчет детей? Ответ на этот вопрос есть в австралийском исследовании 2017 года, где были проанализированы данные более трех тысяч детей в возрасте 12-13 лет. Психическое здоровье детей было измерено по следующим параметрам: симптомы, касающиеся эмоциональной сферы, наличие поведенческих проблем и конфликтов со сверстниками и уровень гиперактивности. Эти параметры оценивали сами дети, их родители и учителя. Взаимосвязь оказалась прямой: чем больше зеленых зон в округе и лучше их качество, тем выше психическое благополучие детей.
В Китае в 2016-2018 годах провели похожее исследование, но на этот раз в выборку вошли 6 тысяч детей в возрасте 5-6 лет из 17 детских садиков, расположенных в городской местности. Ученые собрали данные о зеленых зонах в радиусе 100 метров от детских учреждений и мест проживания. Выяснилось, что увеличение соотношения зеленых зон к городской застройке приводило к снижению поведенческих проблем, уровня тревожности и депрессии, агрессивного поведения и симптомов гиперактивности. Причем этот эффект был более выражен для мальчиков по сравнению с девочками.
Благодаря развитию современных технологий мы все меньше времени проводим на природе, и все больше — за экранами электронных устройств. В свежем исследовании 2020 года были проанализированы результаты 186 научных статей с целью понять, насколько «экранное время» и «время на природе» влияют на психическое здоровье детей и подростков. Ожидаемо, по результатам исследования дети, проводившие больше времени на природе, демонстрировали более высокие показатели психического здоровья, чем те, кто проводил много времени с электронными устройствами. Помимо этого, обзор исследований выявил, что дети с низким социально-экономическим статусом особенно страдали от преобладания «экранного времени» над временем, проводимым на улице.
Похожий обзор научных исследований разных стран мира, проведенный в 2017 году, показал, что пребывание на природе напрямую влияет на улучшение психического и физического здоровья детей, а также их когнитивного развития. Восстанавливается внимание, улучшаются память и самодисциплина, уровень стресса падает, а симптомы синдрома гиперактивности становятся менее выраженными. А некоторые научные работы даже доказали связь количества времени, проведенного на природе, с академическими успехами.
Какие выводы стоит сделать нам? В первую очередь, стоит задуматься о наличии зеленых пространств как о важном факторе при выборе места проживания — многие учитывают лишь стоимость жилья и удобстве расположения. Однако, как вы видите, ученые доказали: даже если мы просто передвигаемся по озелененным пространствам по дороге на работу или в школу, это оказывает сильное влияние на наше самочувствие и психическое благополучие. Дети и подростки особенно уязвимы, так как их организмы и психика еще формируются, и исключительно зависимы от условий, в которых это происходит.
Посадить дерево или провести урок на свежем воздухе — а как бы вы «озеленили» пространство вокруг?