В комментариях мне часто задают вопросы, на которые просто и односложно не ответить. Они становятся ядрами новых статей.
Меня спросили: "Стив Май, а вы как полагаете, откуда берется прилежание?"
Отвечу.
Прилежание (устар.) - рвение к учёбе, свойство ученика стремиться к аккуратному выполнению требований "учителя".
(определение от С. Мая)
Как и любой элемент высшей нервной деятельности, прилежание не передаётся генетически (даже предрасположенность), от родителей к детям или через поколение (как цвет кожи или волос). Не существует такого "гена учёбы".
У прилежания есть два истока. Оба - приобретённые.
Первый исток - "родители". Но не в прямом смысле (биологические родители), а те, кто воспитывают. Не секрет, что порой детей даже в присутствие родных папымамы, воспитывают и растят другие - бабушки, тётки, вообще левые люди. И они порой закладывают в поведенческие нормы прилежание.
Разумеется, это не специальные действия, которые "родители" продумывают до мелочей. Просто эти люди рядом с ребёнком что-то делают. Ребёнок повторяет. Всё. Дальше всё зависит от этого "что-то". Некоторые, как и мой читатель, при ребёнке что-то создают, придумывают, делают, исправляют, ошибаются, снова делают, и так далее. А другие - просто ничего не творят. Ну, то есть, делать-то они делают (как же без этого), но результатом этой деятельности не получается что-то новое.
Отсюда и возникает такая неразбериха: вроде, ребёнка отдали во всякие там развивающие детские сады, где их гоняют по петерсонским ступенькам, и мама с папой кандидаты. А в результате, малыш - никакой, и учиться не хочет и вообще. Такое сплошь и рядом. Просто среди референтной группы ребёнка до 5ти лет не было человека, который созидал.
А бывает, наоборот: семья алкашей-уголовников, старшие братья-сёстры сидят или опочили, батя пятый, мамка седьмая по счёту... А вот один отпрыск учится изо всех сил, собирает тетрадки по листочкам, учебники ныкает от пьяного папаши. Очень редко, но так тоже бывает, потому что у ребёнка до пяти лет был в референтной группе человек, который созидал.
Второй исток - "учитель". Но не в том смысле, учитель, который стоит у доски, мозоля ребёнку глаза десять школьных лет. Это просто человек, который может заставить ребёнка пройти путь созидания самостоятельно. Это невероятно трудно, ибо требуется сознательное влияние на мозг человека. И если "родитель" может заложить прилежание в первые 5 лет жизни и дальше не париться, а просто время от времени помогать с домашкой, то "учителю" приходится работать с уже окрепшим, сформированным мозгом, в котором этого прилежания и следа нет.
Для этого приходится следить за каждым словом, взвешивать каждый жест и взгляд - лишь бы ребёнок (а иногда и довольно взрослый) не скатился обратно в неприлежное бездействие. Мозг должен натренироваться работать против своей привычной лености и начать создавать всегда и всё. Создавать сначала очень маленькие, но ощутимые ситуации созидания, чтобы ребёнок сам лично что-то новое создал - поделку, фразу, рисунок... Сначала мелочи, потом из этих мелочей складываются задачи по физике, теоремы в геометрии, докторские диссертации и так далее.
Если вдруг Вам в школе попался такой учитель - это несказанная удача! Держитесь за него всеми силами, цените больше всего на свете. А то некоторые (как правило, родители "отличников" и другие учителя) пытаются этих людей выжить чуть ли не со света. Может, я соберусь и признаки такого учителя опишу, чтобы было легче его опознать.
PS.
Заглядывайте в чат по клиповому мышлению, а то там почти никого нет