Найти тему
Июньский кот

История освоения космоса (4). Американский ответ Гагарину: полет Алана Шепарда (май 1961 г.)

Статья о первом американском пилотируемом полете (5 мая 1961 г.), из цикла по истории космонавтики.

12 апреля 1961 г. Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет. В СССР и США подготовка к первому полету шла почти с одной скоростью, но СССР все же успел первым, показав свое научное и технологическое превосходство, и престижу США, как лидеру «свободного мира», был нанесен тяжелый удар. Потребовалось немедленно ответить своим успешным полетом, и для сокращения времени на подготовку американцы отказались от полноценного орбитального полета, приняв решение просто запустить корабль на высоту более 100 км, условной границы атмосферы и космоса, зафиксировав факт первого присутствия американского астронавта в космосе.

Подготовка к первому полету началась еще летом 1960 года. Корабль имел обозначение MR3, и создавался на заводе МакДоннел, в Сент-Луисе. 19 января 1961 г. было объявлено, что Алан Шепард совершит первый полет, Вирджил Гриссом – второй, а Джон Гленн будет дублировать обоих. 30 марта ракета была доставлена на мыс Канаверал.

Алан Шепард (1923 - 1988 гг.), второй человек в мире и первый американец, побывавший в космосе. Также участник одной из экспедиций на Луну. Источник - thisdayinaviation.com
Алан Шепард (1923 - 1988 гг.), второй человек в мире и первый американец, побывавший в космосе. Также участник одной из экспедиций на Луну. Источник - thisdayinaviation.com

Номер ракеты был 7, и номер корабля тоже 7. Шепард дал обитаемой капсуле название «Свобода 7». Ну 7, чтобы тоже 7, а «Свобода» - потому что в США не было идеологии.

Затем Шепард и Гленн начали отрабатывать в тестовом режиме процедуры запуска и полета. 28 апреля был проведен тестовый запуск с предстартовым отсчетом. Старт был назначен на 2 мая.

Были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомление пилота с условиями полета в космос, включая старт, выведение, невесомость, торможение, посадку;
  • Оценка человека как функциональной составляющей системы корабль-пилот в режиме ручной ориентации при пассивном полете, во время и после торможения;
  • Радиосвязь с пилотом;
  • Оценка способности человека выполнять функции квалифицированного наблюдателя;
  • Изучение физиологических реакций человека на условия полета;
  • Отработка спасательных операций (пилот и корабль).

2 мая была жуткая непогода, и старт отложили. Так родилась американская традиция – с первой попытки пилотируемый корабль не улетает.

Следующая попытка была совершена 5 мая. Шепард занял место в кресле, переключился на бортовую вентиляцию, техник затянул ремни. Стартовая команда хором прокричала: «Счастливой посадки, коммандер!», и затем техники закрыли люк. Из-за проблем запуск откладывали еще на 2 часа, он произошел в 09:34:13 по местному времени. В это время были остановлены занятия в школах и работа в учреждениях, вся Америка смотрела прямую трансляцию.

После старта, на высоте 60 км отошел двигатель, с опережением полсекунды. Затем отстрелилась ферма аварийного спасения, затем корабль отделился от носителя, через 142 секунды после начала полета. Корабль летел под углом 40 гр. к горизонту, со скоростью 1955 м/с, развернувшись хвостом вперед.

На 190-й секунде полета Шепард переключил корабль на режим ручного управления. Сначала пилот опустил нос до 34 гр, потом поднял до 14 гр, отклонил нос вправо-влево, начал вращать капсулу вокруг оси, развернул капсулу на 20 гр по рысканью и обратно. Затем, выглянув в перископ, Шепард воскликнул «Какой прекрасный вид!». Потом по команде с Земли Шепард выставил угол тангажа на 34 гр. и включил режим торможения. Оно длилось 22 секунды, скорость снизилось до 155 м/с, и Шепард при этом ориентировал корабль вручную. При этом Шепард переключился на электродистанционный режим, с передачей сигналов управления не через рычаги, а по электросети.

На 6м 14с был подорван пироболт, крепящий тормозной двигатель к корпусу, затем Шепард опустил хвост на 40 гр вниз, длдя правильного входа в атмосферу.

На 7м 48с, около 70 км состояние невесомости закончилось, продлившись 5м 4с. Шепард завертел капсулу на 2 оборота в минуту. На 4 секунды появилась перегрузка 11g. Температура в капсуле поднялась с 35 до 39 гр, в скафандре с 22 до 24 гр. Оболочка капсулы нагрелась до 665 гр.

На 10м 15с, на высоте 3,2 км раскрылся основной парашют длиной 19 м, вертикальная скорость снизилась до 10 м/с. Спустя 15м 22с после старта капсула приводнилась, на расстоянии 487 км от старта. Через 6 минут над капсулой завис вертолет морской пехоты, Шепард был втянут в него на тросе.

После полёта.
После полёта.

Так прошел первый американский и второй в мире пилотируемый полет. Конечно, есть некоторое жульничество со стороны американцев, так как если Гагарин совершил полноценный орбитальный полет, то Шепард только «прыгнул» в космос на 15 минут. Но с другой стороны, Шепард впервые испытал режим ручного управления кораблем.

Продолжение следует.

Предыдущие статьи цикла:

Первые тестовые запуски, или Приключения Белки и Стрелки,

О первом отряде космонавтов в СССР (1959 - 1961 гг.),

Полет Гагарина, первый пилотируемый полет в мире.

На этом спасибо за внимание!