Фильм, ставший классикой российского кино. Фразы фильма многие уже стали крылатыми, а пересматривать обе части лично я могу до бесконечности. Но даже после многократного просмотра всё равно постоянно узнаёшь что нибудь новое. Поехали.
Я не знаю, существует ли в России взрослый человек хоть один, кто вообще не знает сюжета фильма. Но если вдруг такие имеются, то буду по возможности по ходу статьи в этот сюжет посвящать. Герой Сергея Бодрова по имени Данила Багров приезжает в Петербург к старшему брату, так как после армии в принципе не знал чем заняться, в связи с чем мать его и отправляет к брату с Питер. В Питере выясняется, что брат Виктор (роль Виктора Сухорукова) является наёмным убийцей. В поисках брата Данила заводит ряд знакомств с некоторыми людьми, которые так или иначе сыграют свою роль в его судьбе в фильме, но это уже больше второстепенно.
Ну и собственно брат Виктор при встрече решает привлечь Данилу к выполнению той работы, которую он сам должен был делать, а именно к убийствам. Причём получал он за неё деньги приличные, а Даниле отдавал очень малую часть, подвергая при этом брата смертельной опасности. Моральная сторона поведения старшего брата в этом фильме очень многим не нравится. Но нужно помнить, что Алексей Балабанов - режиссёр фильма, очень славится тем, что как раз и снимает нестандартное и порой очень странное кино. Здесь мы тоже наблюдаем очень нестандартный подход.
Несмотря на то, что фильм для 90-х годов абсолютно обычный, про бандитов, перестрелки, разборки, всё равно есть в нём что то, что цепляет. Возможно сама атмосфера, постоянно серый Питер, подобранный идеально под эту серость саундтрек, который Балабанов подбирал опять же сам. Даже автор песен Вячеслав Бутусов, друг Балабанова, вспоминал, что только кивал, когда режиссёр говорил, в какое место в фильме следует вставлять ту или иную песню, потому что спорить об этом с ним было бесполезно, да и Балабанов очень тонко чувствовал каждый момент и умел его продумать вплоть до музыкального сопровождения. Ну и конечно же Балабанов снял Бутусова в своём в фильме, где музыкант играет самого себя и является для Данилы кумиром.
Вообще в фильме жизнь Данилы чередуется между отдыхом и подставами со стороны брата, которые тот преподносит как часть общего дела, якобы нужного для будущего бизнеса. Но тут, скорее всего Виктор просто почуял жареное возле своей пятой точки и всячески пытался этого избежать, без зазрения совести отправляя брата на смертельно опасные задания. Во второй раз он отправил его к каким то непонятным отморозкам, которые решили отомстить своему бывшему соратнику, который их кинул на деньги и с этими деньгами скрылся. Описывать, что там происходило я не буду, так как любители фильма и так всё знают, а кто не видел, посмотрят. В той разборке меня всегда поражала одна вещь, а именно момент, когда зазвонил телефон:
Меня поражает вот что: вроде как тут обитают бандиты, но если вспомнить, то живёт здесь всё таки не тот, кого они ищут, а его друг, которого они на адресе и обнаруживают, который создаёт впечатление просто алкаша какого - то. Квартира особо крутой обстановкой не отличается. Так откуда, скажите мне пожалуйста, на телефоне в этой, так сказать, хате имеется дополнительный наушник для того, чтоб слушать разговор? Я толком в Интернете в поиске про такие штуки ничего не нашёл, возможно просто потому, что не знаю как они называются правильно, но уверен, что для того времени это был достаточно крутой аксессуар, и откуда он тут взялся, большой вопрос. Данила с бандюками вряд ли его принесли, так как на долгие посиделки не рассчитывали. Хозяин квартиры тоже не похож на того, кому такая штука нужна. Может быть её поставил тот, кого они ждут, так сказать, для безопасности - это единственное логичное объяснение.
Здесь Данила опять подвергся опасности, правда меньшей, чем в прошлый раз. Тут больше сыграло доверие к нему бандитов, за которое они и поплатились, когда он их пострелял, защищая режиссёра с радио (роль Андрея Федорцова), который чуть не стал невинной жертвой разборок. У Данилы порой странная логика, кого оставить живым, а кого нет. Вроде те бандиты лично ему тоже ничего не сделали, но скорее всего он рассуждал так, что они бандиты, а этот человек, то есть режиссёр с радио - нет, а Данила ему ещё и слово дал, что его не тронут. И вот по окончании "мероприятия", один из бандюков решает режиссёра тоже пустить в расход, что привело бы к тому, что Данила нарушил данное слово, поэтому оба бандита тоже в итоге плохо кончили. Где мораль тут сложно сказать, но вот герой Бодрова рассудил так.
Не мудрено, что после такого, его попытались тоже устранить, и вот тут обратите внимание на человека, который это делает, так как он нам ещё пригодится)))
В итоге, несмотря на все опасности, которым его подверг брат, Данила на него совсем даже не обиделся, а ещё и помог разобраться со всеми бандитами, которые хотели брату зла, после чего отправил брата к матери а сам поехал в Москву, так как брат в начале фильма говорил ему, что хочет перебраться туда, потому что в Москве вся сила. И всё таки Данила частично брату отомстил, когда спас его от бандитов, а именно забрал почти все его деньги, отдав ему только малую часть, чтобы уехать из города.
В Москве будут происходить события первой половины фильма "Брат 2". Здесь уже Данила встречается со своими боевыми товарищами по Чечне, один из которых делится с ним проблемой, которая возникла у его брата близнеца - хоккеиста в Америке, которого местный криминальный авторитет, по совместительству предприниматель, крупно кидает на деньги, забирая почти весь его гонорар от спортивной деятельности.
Ну и тут, когда Константин (слева) рассказывает товарищам о ситуации, сложившейся с американцем, у Данилы и возникло чувство о том, что брату Кости Дмитрию нужно во что бы то ни стало помочь. И укрепилось это чувство после того, как Костю охрана его работодателя, по тупости, убивает. Здесь Данила решает любыми способами данную проблему решить. А тут ещё и брат Виктор приезжает к нему в Москву и, надо отдать ему должное, без проблем соглашается лететь с братом в Америку, правда помощи от него там получилось не очень много)))
Во второй части тоже очень интересно для меня то, что Данила действует для многих по непонятной логике, известной лишь ему самому. Он делает всё просто потому что так надо по его мнению. Он сам любит своего брата, несмотря ни на что, и решает помочь брату Константина, так же несмотря ни на что, потому что тот его брат, а для Данилы это, судя по фильмам святое. Поэтому он и едет в Америку практически с нулём в кармане и надеждой неизвестно на что, просто чтоб помочь.
Брат Виктор здесь опять не удивил. Напомню, что прилетели они с Данилой в Америку на разных самолётах и в разные города: Виктор напрямую в Чикаго, а Данила в Нью Йорк, откуда в Чикаго приезжает на машине. И по приезду не обнаруживает брата в условленном месте. Виктор же в это время развлекается с девушками, дерётся с полицейскими и выясняет отношения с украинской мафией, забыв напрочь про брата. В итоге Даниле помогают совершенно незнакомые ему ранее люди, которых он встретил здесь в Америке.
Даже Даша подмечает, что Виктор ведёт себя как козёл, на что у Данилы ответ простой: "Он брат мой!" Этим всё сказано. Несмотря ни на что, любовь Данилы к брату непоколебима, несмотря на то, что помощи от него, как с козла молока. В итоге Виктор погряз в своих разборках с украинской мафией, всех перестрелял и логично загремел в тюрьму. Данила же справляется со своей задачей, отбирает у американского "предпринимателя" деньги и возвращает их брату Константина Дмитрию, после чего улетает домой и забирает с собой Дашу, которой в Америке, кроме как работать проституткой, делать больше нечего.
Вообще интересен момент дружбы Данилы с Беном - простым американцем, далёким от политики и прочей подобной ерунды. На его примере мне очевидно было, что такие простые работяги в Америке живут также, как и у нас, они готовы помочь обычному человеку, поэтому, наверное, Данила так легко с ним и сдружился. Если взглянуть ещё раз на оба фильма, то нам очевидно, что Данила с подобными людьми находит общий язык и с ними находится в хороших отношениях, также как и они с ним. В первой части это немец, во второй Бен. При этом Данила очень легко расправляется с отъявленными бандитами, как в первой части, где он устраняет почти всю преступную группировку Круглого, так и во второй, расправившись с бандитами американца и чёрными бандюками из гетто. При этом сам Данила с таким количеством убийств от них недалеко ушёл, но тут момент сложный для восприятия: вроде как убивает бандитов, но при этом, сам то ты чем лучше. Поэтому герой Сергея Бодрова очень неоднозначно воспринимается многими. Но то, как он решает вопросы в обеих частях - это конечно мощно!
Много разговоров ходило после второй части фильма про третью. Но следует учесть, что вторая часть это и есть совмещённые две части. Ведь Балабанов изначально планировал сделать вторую часть про Москву, а третью про Америку, но потом решил, что это будет чересчур растянуто и, как мне кажется, решил правильно. А говорить о третьей части после событий во второй, я думаю, не стоило в принципе даже в те времена, когда Сергей Бодров был ещё жив, так как что в ней снимать - непонятно. Виктор попадает в тюрьму за (перечисляем):
- нападение на полицейского и завладение его оружием;
- многочисленные убийства членов украинской мафии;
- ну и если мелочиться, то и порчу имущества в местах разборок ему тоже припишут (по американским законам обязательно припишут).
Конкретно по фильму непонятно, сколько человек он убил, но как сказано в одном эпизоде - приехал в ресторан и всех там перестрелял, а это даже у нас - пожизненно. В начале 2000-х годов в штате Иллинойс, где находится город Чикаго ещё действовала смертная казнь, так что за такие подвиги, я думаю, его к ней бы и приговорили. Правда не исполнили бы, потому что в США в камере смертников сидят 15 лет после вынесения приговора, а в 2011 году в том же Иллинойсе смертную казнь отменили, так что получил бы Виктор несколько пожизненных и всё равно бы из тюрьмы не вышел. А фантастические идеи, которые одно время витали в воздухе о том, чтобы сделать, как мексиканская мафия помогает ему сбежать и на нефтяном танкере отправляет в Россию, превратила бы этот фильм в нечто бредовое, и поэтому очень хорошо, что этого не случилось.
А теперь вернёмся к вышеупомянутому персонажу:
Данного киллера сыграл российский актёр Алексей Полуян, который нас к сожалению уже покинул. Интерес к нему в данном фильме состоит не в его роли. Лично для меня это открылось совсем недавно и очень меня удивило. А именно то, что Сухоруков в обеих частях фильма говорит его голосом. И это для многих я уверен также будет открытием. Голоса у актёров действительно похожи и если взять фильм "Жмурки" того же Балабанова, где Сухоруков говорит своим голосом, то особо разницы и не услышишь. Однако это факт. Почему Балабанов решил озвучить Сухорукова - загадка. Может у Полуяна голос повыразительнее, а может и другая какая причина на это была. Этого я нигде не нашёл. Да и наверное это можно просто объяснить самим феноменом Балабанова и его стилем.
Ну и теперь немного о Netflix. Этот сервис купил права на показ обеих частей фильма на своём сервисе. Главный вопрос для многих стоял в том, а как же переведёт этот известный своей глубокой толерантностью сервис некоторые не очень толерантные фразы из фильма. Возьмём некоторые из них:
Вообще на удивление там не сильно стали заморачиваться с изменением фраз в толерантную сторону, кроме кривого перевода слова бандеровец (да и то, которое уже исправили), поэтому до иностранного зрителя фильм будет донесён в нормальном переводе. Ну а нам перевод не требуется, поэтому, кому фильм нравится, пересмотрите, а кто не видел, гляньте и оцените. На этом на сегодня всё, любите кино!
Изображения взяты в свободном доступе в сети Интернет без нарушения авторских прав