Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Чтобы увидеть звезду, достаточно войти в этот глобус. Единственный в мире старинный, но фантастический глобус-планетарий.

Оглавление

История глобуса изначально связана с Петром Первым. Он впервые заметил его в заросших аллеях барочного парка Шлезвига, в замке Готторп  в 1713 году... Когда-то давно странноватый сад с павильоном построил старый герцог Фридрих III, умный чудак от немецкого барокко, а также астроном и мистик. Внутри павильона, зал которого был украшен портретами Николая Коперника и Тихо Браге, среди безумных чудовищ и аллегорий величаво высился и при желании медленно вращался этот Глобус.

Схема замка в разрезе. https://avatars.mds.yandex.net/
Схема замка в разрезе. https://avatars.mds.yandex.net/
Замок. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf
Замок. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf

Весь изученный мир можно было окинуть единым взглядом, но самое интересное таилось внутри. Человек, пройдя вовнутрь Глобуса, а также зажегши свечи, мог наблюдать поблескивающее золочеными звездами вращение небесной сферы Зодиака. Установили данное диковинное сооружение в Голштинии в специально построенном доме, в парке на берегу реки Шлей, напротив замка. Сила воды с успехом использовалась для работы глобуса. Он приводился во вращение водяным колесом, которое действовало под напором воды, стекающей со склона высокого берега.

Внутрь глобуса вело специально сделанное четырехугольное отверстие, которое закрывалось соотвестствующе изогнутой по форме шара дверцей с изображением герцогского герба снаружи. Для отображения внешнего горизонта вокруг глобуса имелась достаточно широкая деревянная галерея.

Механизм вращения глобуса.
Механизм вращения глобуса.

Именно это здание с глобусом было центром чудесного паркового ансамбля, расположившегося на склоне берега реки Шлей. Сам парк террасными уступами спускался к реке. Такое расположение парка преследовало определенную цель: вытянутый на север и сужающийся почти на 500 метров, он должен был создавать у удаленного наблюдателя впечатление перспективной глубины. У основания террас находился прямоугольный бассейн со многими фонтанами, обрамленный каменным парапетом (посмотрите на план ниже). Около его северной части высилось самое своеобразное здание паркового ансамбля - Глобусный дом, который должен был служить для установки в нем Большого глобуса. Здание строилось в течение семи лет - с 1650 по 1657 год.

План парка. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf
План парка. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf

Приведен план Нойверка в том виде, в каком парк находился В 1712 г. парк в Нойверке вызглядел примерно так, как на этом плане. В пруд самотеком направлялась вода, одновременно, вращая вал Глобуса. Справа в верхней части плана изображен канал, по которому подводилась вода к валу. Сам вал и механизм вращения были скрытыми.

Готторп потерял свое значение как резиденция после 1712 года - его захватили датчане. Дворец и и парк приходят в запустение.

Но Петр Первый был потрясен и заворожен этим маленьким чудом немецкого барокко. Петр Великий приказал командующему русскими войсками в Померании князю А. Д. Меншикову его "выпросить". Вскоре в Готторпе появился посланный из Петербурга лейтенант Травин, и от имени малолетнего герцога Карла Фридриха был подписан ордер на передачу глобуса, в котором, в частности, говорилось: "...мы преподнесли Его Высокому Царскому Величеству находящийся здесь большой Глобус". Впоследствии Карл Фридрих женился на дочери Петра I Анне и достаточно долго жил в Петербурге. Датскому королю тогда ничего не оставалось, как подарить русскому царю Готторпский Глобус.

Есть и другая версия событий. В эклоге на смерть Петра I Фонтенель писал о Глобусе: «Он привел любознательного царя в изумление, он (т.е. Петр I. ) выпросил его у короля Дании и прислал из Санкт-Петербурга фрегат, который его вывез. Датский король мог без сожаления отказаться от Готторпского глобуса, поскольку его предшественник Христиан V уже в 1697 году приобрел подобный инструмент, изготовленный Эрхардом Вейгелем, - громадный глобус, так называемый «Панкосмос»».

Старинная гравюра.
Старинная гравюра.

Для того, чтобы достать Глобус была в 1712 году разрушена стена Глобусного дома. Дом лишился своего живого сердца. Из него был сделан вольер для птиц а когда-то прекрасный парк был заброшен... В 1769 г Глобусный дом был снесен. Сам же Готторпский замок был превращен в казарму кавалерийской части. Музейная жизнь сюда вернулась после второй мировой войны в 1948 г., когда в замке был создан Музей земли Шлезвиг-Гольштейн.

Так или иначе, Глобус отправился в Петербург. Подарок везли в Петербург более трех лет, причем за перевозкой следил сам царь. Везли морем и сушей, и 20 марта 1717 года глобус доставили в Петербург. Его доставили пока еще действовал санный путь. Такой маршрут поражает своей сложностью и длительностью. На первый взгляд, он вызывает удивление: почему бы просто не направить корабль с Глобусом из Шлезвига прямо в Петербург? Или, скажем, не везти его по суше без сложных и длительных «перевалок» с корабля на сушу, затем снова на корабль и т.д.? Вероятно, ответ на эти вопросы заключается в том, что Глобус перевозили еще в период Северной войны, когда на Балтийском море флоты Швеции и Англии вели против России активные боевые действия. В этих условиях прямой морской путь был сопряжен с большой опасностью.

Его установили неподалеку от Летнего дворца Петра Великого на Царицыном лугу (ныне - Марсово поле). Известно, что царь длительное время по утрам рассматривал Готторпский глобус, настолько он был ему интересен. Этот огромный глобус-планетарий в свое время стал первым экспонатом Кунсткамеры.

Архитектор Г.И. Маттарнови - чистокровный немец, а не итальянец, как можно было бы предположить по его фамилии, создал проект здания Кунсткамеры в духе времени - философски. Первое здание в России, которое строилось как дворец науки, по-видимому, должно было символизировать наш мир - объект науки. В центре его, в первом этаже башни, предполагалось установить Готторпский глобус, который как бы обозначал или символизировал место обитания человека.

Проект Кунсткамеры. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf
Проект Кунсткамеры. http://karpeev.com/pdf/globus.pdf

Для Глобуса предназначался занимавший два этажа круглый купольный зал, единственный зал такого рода во всем здании. В куполе предполагалось сделать ряд полуовальных проемов, которые не только облегчали его, но, вероятно, давали дополнительный дневной свет для освещения Глобуса. Через эти проемы можно было выйти на балкон с балюстрадой и осмотреть Глобус сверху. Балкон и купол поддерживали каннелированные колонны. Особую торжественность придавал этому залу еще и ведущий в него с набережной вход с богато декорированным в два этажа порталом. В башне над Глобусом предполагалось поместить астрономическую обсерваторию, которая вместе с небесной сферой Глобуса олицетворяла бы окружающий Землю Космос. В двух крыльях здания должны были расположиться: в западном (в левом, если смотреть на здание со стороны Невы) естественнонаучный музей, демонстрирующий окружающий человека на Земле мир, а в восточном - библиотека, сосредоточение результатов духовной деятельности человека. Торжественность расположения Глобуса, его главенствующее размещение подчеркивались тем, что, входя в здание, посетитель должен был быть поражен величиной и великолепием Глобуса. Он настраивался на новое для русского человека научное восприятие мира. В этом мире не было места никакой мистике, в нем все имело научное объяснение. К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное.

В 1726 году глобус разместили в зале третьего этажа башни строящегося здания Кунсткамеры. Затем над ним возвели перекрытия и построили верхние этажи. (Но в настоящее время Большой Готторпский глобус занимает пятый этаж башни).

Его диаметр равен 3,11 м. Внутри глобуса разместился планетарий. В течение суток с помощью гидравлического привода глобус мог совершать один полный оборот, следовательно, это сооружение могло служить еще и часами. Внутрь глобуса можно было попасть через четырехугольное отверстие, которое закрывалось изогнутой по форме шара дверцей с герцогским гербом на ее наружной поверхности. Вокруг глобуса имелась достаточно широкая деревянная галерея, которая служила внешним горизонтом.

Южное полушарие звездного неба Глобуса
Южное полушарие звездного неба Глобуса
Северное полушарие звездного неба Глобуса.
Северное полушарие звездного неба Глобуса.

Помещенный затем в Кунсткамеру, глобус пережил пожар 1747 года. Сгорело все, что могло гореть, а покрывающие наружную поверхность глобуса медные пластины полностью оплавились. Остались слегка поврежденный металлический каркас и массивная железная ось, на которой вращалось все это сооружение. Единственной полностью сохранившейся и дошедшей до наших дней частью глобуса оказалась его дверца (во время пожара находилась в подвале здания).

Воссоздание глобуса после пожара велось под руководством инструментального мастера шотландца Б. Скотта, который в точности повторил его первоначальную конструкцию. Вместе со Скоттом работали русские мастера А. Беляев, Ф. Григорьев, И. Разводной, М. Кандарацкий, Ф. Тирютин и другие. В Академии наук имелось точное описание глобуса, и к 1751 году он был полностью восстановлен, а возглавивший Рисовальную палату Академии наук художник И. А. Гриммель с помощниками сумел воссоздать живопись на его внутренней поверхности. На "небесном своде" были вбиты 1016 гвоздей, фигурные позолочённые шляпки которых изображали все известные тогда звезды первых пяти звездных величин.

На географическую карту с внешней стороны глобуса решили нанести все новейшие географические открытия, а надписи сделать на русском языке. Эта работа оказалась очень сложной и затянулась на десятки лет. Восстановленный глобус в 1753 году поместили в специально построенный для него круглый двухэтажный павильон, а в 1828 году переместили в восточную ротонду музейного корпуса, построенного к этому времени за зданием Академии наук.

Царское Село
Царское Село

В 1901 году глобус передали Дворцовому ведомству и перевезли в Царское Село, где установили на втором этаже здания Адмиралтейства. Здесь застала его Великая Отечественная война. Немецко-фашистские войска в конце 1941 года захватили г. Пушкин (в 1937 году Царское Село было переименовано в честь А. С. Пушкина).

Размещение глобыса в Царском Селе. https://oko-planet.su/
Размещение глобыса в Царском Селе. https://oko-planet.su/

В 1942 году глобус перевезли в Шлезвиг. После окончания войны глобус некоторое время выставлялся в городе Любеке и в 1947 году наконец вернулся в Ленинград. Везли его морем до Мурманска, а затем поездом. К тому времени глобус находился в самом плачевном состоянии: были обнаружены четыре пулевых отверстия, детали механизма вращения и внутренней меблировки сильнейшим образом попорчены, живопись наружной поверхности повреждена и во многих местах осыпалась, медные листы, покрывавшие наружную поверхность под холстом с географической картой, имели впадины, нарушены крепления к железному каркасу. На этот раз глобус установили в зале пятого этажа башни Кунсткамеры и к концу 1958 года полностью закончили его восстановление.

После 1958 года глобус дважды реставрировали, причем в последний раз в 2003 году, когда по инициативе Санкт-Петербургского отделения Института Гёте его реставрацию финансировало Министерство культуры Федеративной Республики Германия.

В ходе этой реставрации укрепили живописный слой на наружной и внутренней поверхностях глобуса, очистили все латунные детали, а также железные конструкции площадки, стола, скамьи и поворотного механизма. Заменили скамью, изготовленную в 1958 году из некачественных сортов дерева, очистили внутреннее убранство: заспинные балясины, столешницы и основание внутреннего меридиана. Вместе с реставраторами работали специалисты Пулковской обсерватории, они добавили изготовленные из полированной латуни звезды, которые были утрачены во время вынужденных "путешествий" глобуса. Большой Готторпский глобус - памятник технической и научной мысли двух народов - немецкого и русского. Подобные глобусы в других странах не сохранились. Россия обладает единственным образцом.

Добро пожаловать в Кунсткамеру. Сегодня Большой Готторпский (Академический) Глобус-Планетарий является экспонатом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, инвентарный номер МЛ-2663. Однако увидеть его может не каждый посетитель, а только тот, кто оплатит экскурсию по 4-му и 5-му этажу Кунсткамеры.

Вид снаружи. www.tourister.ru
Вид снаружи. www.tourister.ru
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ. Вход открыт. etnos.kunstkamera.ru
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ. Вход открыт. etnos.kunstkamera.ru

Вид изнутри глобуса. https://cont.ws/
Вид изнутри глобуса. https://cont.ws/

Надеюсь, что Вам понравилась статья! Ставьте лайк, подписывайтесь. С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи, нас ждет еще много интересного!