Никогда бы не подумал, что истории многолетней давности будут настолько актуальны, что придется рассказать о них даже в 2021игоду!
Итак, первая случилась в году примерно 2006, я возвращался домой из командировки и получил SMS на свой номер телефона от некоего ООО «ЭТАП» из Москвы.
Мне сообщили, что якобы я имею просроченную задолженность по кредитному договору за купленный холодильник стоимостью около 25.000 рублей и мне необходимо позвонить на указанный в sms номер телефона. На тот момент сумма в 25 тысяч рублей была очень большой для меня, учитывая мою месячную зарплату на госпредприятии значительно ниже и наличие ипотеки.
Что самое интересное, когда я позвонил по тому номеру телефона и разговаривал с сотрудником службы безопасности банка, выдавшего кредит, мне назвали точные серию и номер моего же паспорта, прописки и кажется, даже дату выдачи паспорта!
Ошиблись только в одном — в том как меня зовут, то есть фамилии, имени и отчестве. Я представился, назвал свои ФИО, место работы и должность (юрист крупного госпредприятия) и предложил безопаснику банка сравнить фотографии в копиях паспорта того, который был у них при оформлении кредита и моего, если понадобится.
Но не понадобилось, безопасник извинился и больше меня по этому поводу не беспокоили.
Второй случай произошёл в 2010-2011 году. Из Кольского филиала Россельхозбанка по почте пришел толстый коричневый конверт, в котором содержалась претензия, суть которой сводилась к тому, что якобы в 2009 году один молодой человек взял в Россельхозбанке кредит на 300.000 рублей и через год перестал по нему платить, причем в это же время, но уже в 2010 году, я стал поручителем у этого заемщика.
Я позвонил в службу безопасности, подробно объяснил, что в Россельхозбанке я никогда не был, кредиты у них никогда не брал и не мог взять, т.к. физлицам Россельхозбанк в то время выдавал кредиты, только если у гражданина была прописка (постоянная регистрация по месту жительства) в сельской местности, и уж тем более я никогда ни в одном банке не был и не собирался (учитывая наличие ипотеки) быть поручителем.
Меня внимательно выслушали и попросили приехать для дачи письменного объяснения в Кольский филиал банка, но я отказался. По-видимому, зря, но это как посмотреть.
Прошёл год, и я уже забыл о том случае, когда в один прекрасный день вдруг получил повестку в суд в качестве соответчика. В Октябрьском районном суде Мурманска рассматривался иск этого банка к некоему гражданину Курсанову Е.А., тому самому, который взял кредит на триста тысяч рублей, и к соответчикам — некой Калиновской Т.В., Тенькову А.Э. и ко мне, Арабули Д.Д.
Мы втроём были якобы поручителями у недобросовестного заёмщика, причём стали ими в разное время — я и Тенькова стали в 2010, а та дама в 2009, если мне память не изменяет.
Самое интересное началось в судебных заседаниях. Заемщик под протокол судебного заседания тогда сказал, что он простой плотник в аэропорту Мурманск и кредит взял для своей знакомой, у которой был магазин в п.Мурмаши (это посёлок рядом с аэропортом), а так деньги по этому кредиту ему вообще-то не нужны.
Его знакомой оказалась та дама по фамилии Калиновская, которая выступала поручителем.
В течение года эта «бизнес-вумен» исправно давала деньги тому парню, пока однажды дела её магазина не стали настолько плохи, что по кредиту она расплачиваться уже не могла, и молодой человек решил, что раз он брал деньги не для себя, то он уже никому ничего не должен.
А граждан Арабули и Тенькова он вообще не знает, знаком с ними никогда не был и даже их не видел. Но это он сказал, когда явился в судебное заседание, которое было уже вторым или третьим по счёту, а до этого (вот ведь логика у судьи!!) судья мне в первом заседании сказала почти дословно следующее: «Ну что Вы мне говорите, что его (заемщика) не знаете, Вы же с ним РОВЕСНИКИ!» (!!!)
Похоже, факта рождения в один год для неё было достаточно, чтобы признать:
а) факт моего знакомства с ним,
б) того, что я действительно был поручителем.
Что интересно, каким-то образом ксерокопия моего паспорта была в приложениях к иску, якобы я (!) предоставил ксерокопию своего паспорта при подписании договора поручения! Я тогда ещё обратил внимание, что договор поручения имел такую же подпись, как в моём паспорте. Это очень важная деталь. Вернусь к ней позже...
Мои возражения, что я вообще не знаю этого человека, даже знакомых в Мурмашах у меня нет, её не смутили!
Тогда же я написал заявление в милицию по факту мошеннического использования ксерокопии моего паспорта, но дело осталось «глухарем», как говорят на милицейском сленге, и мое заявление было лишь мелким эпизодом, прошедшим рядом с крупным уголовным делом в отношении управляющей Кольским филиалом Россельхозбанка, выдавшей кредиты по подложным документам «своим» людям или зачислившей денежные средства на счета подконтрольных ей фирм.
Тогда я потребовал обязать истца предоставить:
видеозапись с камер наблюдения в офисе в день подписания «моего» договора поручения;
допросить в судебном заседании работника банка, оформлявшего мой договор и получившего от меня копию моего паспорта;
назначить и провести почерковедческую экспертизу (это крайне важно!) и сравнить подписи в договоре поручения и всех предоставленных мною договорах и иных документах за период с 2002 года по 2011.
Дело в том, что свой паспорт я получил будучи студентом второго курса института, и расписываться ещё толком не умел, поэтому моя подпись в паспорте никогда и нигде больше не повторяется.
Доказательством тому послужили те самые десятки документов с моей подписью с 2002 года, которые я принёс в судебное заседание.
К слову, выводы экспертного заключения были в одну строчку — сравниваемые образцы моего почерка (я исписал ещё 10 листов бумаги у секретаря, когда давал свои образцы подписи и почерка) с подписью в договоре поручения ни имеют ни одного общего элемента, поэтому сравнительное исследование провести невозможно.
Как потом мне посоветовали матёрые коллеги-юристы, которым я рассказывал эту историю, на разного рода документах надо ставить разные подписи: на договорах одни, на расписках другие, на квитанциях третьи и т.д.;
обязать истца и ответчика предоставить доказательства моего присутствия в день подписания договора поручения в офисе банка;
провести перекрестный допрос ответчика и истца на наличие противоречий/фальсификаций в доказательствах;
приостановить рассмотрение дела по существу до получения материалов проверки по моему заявлению в милицию о совершении в отношении меня мошеннических действий (по факту использования ксерокопии моего паспорта).
К слову, было видно, что ксерокопия моего паспорта была сделана не с оригинала, т.к. имела следы многократного проектирования (очень низкое качество изображения, избыток чёрного цвета, отсутствие резких границ и т.п.).
Всех деталей того дела я уже не помню, но в итоге всё закончилось хорошо: банк отказался от иска ко мне и к Тенькову, а юрист банка мне тогда сказал, что у него 80(!) таких исковых заявлений, в которых поручители или заемщики не знали, что на них оформлены кредиты.
До сих пор на сайте Октябрьского районного суда Мурманска можно найти сведения о том деле № 2-7671 и прочитать судебное решение.
Надеюсь, моя история поможет многим людям избежать неприятностей в аналогичной ситуации и благополучно решить схожие проблемы.