Найти тему

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая программа по формированию

основ безопасности жизнедеятельности

в старшей разновозрастной группе

Пояснительная записка

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (4-7 лет) группы № разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной группы.

Содержание образовательного процесса в старшей - подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "Детство" под ред. ТИ. Бабаевой, З.А. Михайловой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

· Основная примерная общеобразовательная программа "Детство" под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой

· "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года

· Нормативные документы

Цели программы:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

· Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

· Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

· Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

· Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

· Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

· Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

· Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

· Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

· Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

· Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);

· Наглядность;

· Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

· Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей разновозрастной группе

Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

Безопасное поведение в природе.

· Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

· Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

· Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

· Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

· Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.

· Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

· Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

· Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

· Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

· Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

· Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

· Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

· Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

· Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет

Безопасное поведение в природе.

· Формировать основы экологической культуры.

· Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

· Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

· Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах.

· Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

· Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

· Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

· Расширять представления детей о работе ГИБДД.

· Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

· Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

· Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

· Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

· Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

· Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

· Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

· Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.

· Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

· Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Планируемые результаты

  • Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
  • Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно» и соответственно реагировать на них.
  • Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
  • Знает и соблюдает правила поведения в природе.
  • Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
  • Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
  • Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
  • Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
  • Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
  • Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
  • Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
  • Сформированы навыки личной гигиены.

· Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

  • Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
  • Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Перспективное планирование

месяц

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

сентябрь

· «Ядовитые грибы и

ягоды» Волчкова В.Н., с. 197

· Продуктивная

Деятельность: аппликация «Выросли грибы на поляне»

· «Пожароопасные

предметы» «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.54

· Дидактическая игра: «Как и

чем тушить пожар?»

· «Правила поведения в

детском саду. Конфликты между детьми». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.111

· С/ролевая игра «Детский

сад»

· «Школа пешеходных

наук». «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.17

· Отгадывание загадок по

ПДД и рисование отгадок.

октябрь

· Беседа «Съедобные ягоды и

ядовитые растения»

· Продуктивная

Деятельность: рисование

« Урожай ягод»

· Рассматривание картин и

беседа на тему: «Опасные ситуации»

· Сюжетно- ролевая игра:

«Пожарные на учении».

· Беседа «Витамины и

здоровый организм»

· Чтение сказки «Мойдодыр»

К. Чуковского

«Дорожные знаки» «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.117

· Рисование на тему

«Перекрёсток»

ноябрь

· «Безопасность на

льду. Осторожно, тонкий лёд» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.126

· Чтение сказки «Петушок и

бобовое зернышко»

· «Предметы, требующие

осторожного обращения». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.56

· Просмотр мультфильма

о пожаре.

· Беседа «В гостях у

Айболита»

· С/ролевая игра «Больница»

· «Безопасность в

общественном транспорте». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.114

· С/ролевая игра «Автобус»

декабрь

· «Безопасность при

общении с животными». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.35

· Просмотр мультфильма

«Человек собаке – друг»

· «Спички – это не игра»

«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.58

· Чтение рассказа

Б. Житкова «Пожар в доме»

· «Опасные ситуации».

«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.42

· Чтение и обсуждение

стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»

· «Лучший пешеход».

Конкурс «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.23

· С/р игра «Водители и

пешеходы»

январь

· «Безопасность на природе»

Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.157

· Экскурсия в лес

· Чтение худ. литературы

«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С. Маршак «Корифей», с.7-10

· Беседа «Внешность человека

может обманчива»

· Кукольный театр «Волк и

семеро козлят».

· «Безопасное поведение на

улице и в транспорте»

«Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.24

· Музыкально-дидактическая

игра «Красный, желтый, зеленый».

февраль

· «Умеешь ли ты обращаться

с животными» Волчкова В.Н., с. 192

· Придумывание историй

на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)

· Беседа «МЧС на защите

нашей страны» Затулина Г.Я. , с.106

· Продуктивная деятельность:

рисование «Пожарная машина».

· «Личная безопасность

дома». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.47

· Чтение сказки «Три

поросёнка» .Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»

· «Что? Где? Откуда?»

Игра «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.22

март

· «Безопасность на

льду». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.121

· Встреча с пожарным

инспектором.

· «К кому обратиться за

помощью, если ты потерялся на улице». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.129

· Лабиринты «Помоги детям

дойти до детского сада»; «Помоги мишке добраться до дома».

· «Опасные участки на

пешеходной части улицы».

«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.125

«Осторожно, гололёд»

апрель

· «Безопасность на

воде». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.105

· «Пожар» «Безопасность»

Н.Н. Авдеева, с.61

· Чтение художественной

литературы С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое»

· Беседа « «Если хочешь быть

здоров»

· Чтение и обсуждение

стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто

· «Катание на велосипеде по

дороге». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.124

· Дидактическая

игра «Светофор»

май

· «На воде, на

солнце». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.108

· Чтение и обсуждение

стихотворения А. Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)

· Викторина «Знаете ли вы

правила пожарной безопасности?»

· Просмотр мультфильма

о пожаре.

· «Безопасность дома и на

улице». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.47

· «Поле чудес» - игра.

· «Правила дорожного

движения» Н.А. Извекова, с.16

План работы с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей)

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.

Октябрь

Буклет «Ребенок и взрослый на улице»

Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Ноябрь

Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!»

Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей.

Январь

Оформление уголка безопасности в группе

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству.

Февраль

Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы»

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности.

Март

Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни.

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)

Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом»

Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы.

Материально-техническое обеспечение программы

· Основная примерная общеобразовательная программа "Детство" под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.

· Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

· Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.

· Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. - М., ТЦ «Сфера», 2002.

· Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.

· Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.

· Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.

· Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.

· Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.

· Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.

· Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

Материально – техническое обеспечение

· ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.

· Информационные стенды:

· Модель огнетушителя .

· Настольные игры по ПБ.

· Комплект видеофильмов по ПБ.

· Аудиокассеты.