Рабочая программа по формированию
основ безопасности жизнедеятельности
в старшей разновозрастной группе
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (4-7 лет) группы № разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной группы.
Содержание образовательного процесса в старшей - подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "Детство" под ред. ТИ. Бабаевой, З.А. Михайловой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
· Основная примерная общеобразовательная программа "Детство" под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой
· "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
· Нормативные документы
Цели программы:
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
· Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
· Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
· Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
· Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
· Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
· Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
· Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
· Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
· Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
· Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
· Наглядность;
· Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
· Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей разновозрастной группе
Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Безопасное поведение в природе.
· Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
· Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
· Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
· Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
· Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
· Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
· Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
· Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
· Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
· Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
· Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
· Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
· Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
· Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
Безопасное поведение в природе.
· Формировать основы экологической культуры.
· Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
· Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
· Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
· Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
· Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
· Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
· Расширять представления детей о работе ГИБДД.
· Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
· Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
· Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
· Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
· Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
· Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
· Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
· Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
· Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
· Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
- Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
- Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
- Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Сформированы навыки личной гигиены.
· Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Перспективное планирование
месяц
Навыки безопасного поведения в природе
Правила пожарной безопасности
Основы безопасности собственной жизнедеятельности
Правила дорожного движения
сентябрь
· «Ядовитые грибы и
ягоды» Волчкова В.Н., с. 197
· Продуктивная
Деятельность: аппликация «Выросли грибы на поляне»
· «Пожароопасные
предметы» «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.54
· Дидактическая игра: «Как и
чем тушить пожар?»
· «Правила поведения в
детском саду. Конфликты между детьми». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.111
· С/ролевая игра «Детский
сад»
· «Школа пешеходных
наук». «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.17
· Отгадывание загадок по
ПДД и рисование отгадок.
октябрь
· Беседа «Съедобные ягоды и
ядовитые растения»
· Продуктивная
Деятельность: рисование
« Урожай ягод»
· Рассматривание картин и
беседа на тему: «Опасные ситуации»
· Сюжетно- ролевая игра:
«Пожарные на учении».
· Беседа «Витамины и
здоровый организм»
· Чтение сказки «Мойдодыр»
К. Чуковского
«Дорожные знаки» «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.117
· Рисование на тему
«Перекрёсток»
ноябрь
· «Безопасность на
льду. Осторожно, тонкий лёд» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.126
· Чтение сказки «Петушок и
бобовое зернышко»
· «Предметы, требующие
осторожного обращения». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.56
· Просмотр мультфильма
о пожаре.
· Беседа «В гостях у
Айболита»
· С/ролевая игра «Больница»
· «Безопасность в
общественном транспорте». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.114
· С/ролевая игра «Автобус»
декабрь
· «Безопасность при
общении с животными». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.35
· Просмотр мультфильма
«Человек собаке – друг»
· «Спички – это не игра»
«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.58
· Чтение рассказа
Б. Житкова «Пожар в доме»
· «Опасные ситуации».
«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.42
· Чтение и обсуждение
стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»
· «Лучший пешеход».
Конкурс «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.23
· С/р игра «Водители и
пешеходы»
январь
· «Безопасность на природе»
Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.157
· Экскурсия в лес
· Чтение худ. литературы
«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С. Маршак «Корифей», с.7-10
· Беседа «Внешность человека
может обманчива»
· Кукольный театр «Волк и
семеро козлят».
· «Безопасное поведение на
улице и в транспорте»
«Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.24
· Музыкально-дидактическая
игра «Красный, желтый, зеленый».
февраль
· «Умеешь ли ты обращаться
с животными» Волчкова В.Н., с. 192
· Придумывание историй
на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)
· Беседа «МЧС на защите
нашей страны» Затулина Г.Я. , с.106
· Продуктивная деятельность:
рисование «Пожарная машина».
· «Личная безопасность
дома». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.47
· Чтение сказки «Три
поросёнка» .Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»
· «Что? Где? Откуда?»
Игра «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, с.22
март
· «Безопасность на
льду». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.121
· Встреча с пожарным
инспектором.
· «К кому обратиться за
помощью, если ты потерялся на улице». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.129
· Лабиринты «Помоги детям
дойти до детского сада»; «Помоги мишке добраться до дома».
· «Опасные участки на
пешеходной части улицы».
«Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.125
«Осторожно, гололёд»
апрель
· «Безопасность на
воде». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.105
· «Пожар» «Безопасность»
Н.Н. Авдеева, с.61
· Чтение художественной
литературы С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое»
· Беседа « «Если хочешь быть
здоров»
· Чтение и обсуждение
стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто
· «Катание на велосипеде по
дороге». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.124
· Дидактическая
игра «Светофор»
май
· «На воде, на
солнце». «Безопасность» Н.Н. Авдеева, с.108
· Чтение и обсуждение
стихотворения А. Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)
· Викторина «Знаете ли вы
правила пожарной безопасности?»
· Просмотр мультфильма
о пожаре.
· «Безопасность дома и на
улице». Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности», с.47
· «Поле чудес» - игра.
· «Правила дорожного
движения» Н.А. Извекова, с.16
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Месяц
Формы работы
Цель
Сентябрь
Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей)
Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.
Октябрь
Буклет «Ребенок и взрослый на улице»
Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению»
Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.
Ноябрь
Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!»
Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.
Декабрь
Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей.
Январь
Оформление уголка безопасности в группе
Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству.
Февраль
Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы»
Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности.
Март
Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников»
Пропаганда здорового образа жизни.
Апрель
Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)
Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Май
Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом»
Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы.
Материально-техническое обеспечение программы
· Основная примерная общеобразовательная программа "Детство" под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.
· Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
· Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
· Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. - М., ТЦ «Сфера», 2002.
· Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
· Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
· Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
· Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
· Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
· Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.
· Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
Материально – техническое обеспечение
· ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
· Информационные стенды:
· Модель огнетушителя .
· Настольные игры по ПБ.
· Комплект видеофильмов по ПБ.
· Аудиокассеты.