10 мая вышел минисериал по роману знаменитого росийского писателя. Мнения общественности на этот счёт разделились. Мы обобщили в отдельном тексте то, что пишут об ожидавшемся еще в прошлом году проекте критики и зрители.
Но в начале немного общей информации. «Обитель» изначально задумывалась как небольшой рассказ или сценарий к фильму. Однако, увлекшись изучением темы острова-монастыря, который превратился в один из символов системы ГУЛАГ, Прилепин развил историю в большой роман. Работа над ним шла 5 лет и в 2014 году он был опубликован нашим издательством.
В том же году роман получил литературную премию «Большая книга», а в 2017-м писатель за этот текст получил премию Правительства Росийской Федерации в области культуры.
История в книге и сериале вращается вокруг бывшего студента Артёма, который случайно убил отца и угодил в знаменитый исправительный лагерь на Соловках. Здесь он знакомится с начальником лагера Эйхманисом (реальный прототип — Федор Эйхманс, человек, который позже стал одним из отцов внешней разведки СССР), а также с его женой Галиной. Между Артемом и Галиной вспыхивает чувство, которое постепенно их приводит к трагедии.
В книге много персонажей, основанных на реальных исторических фигурах. Например, в тексте использованы воспоминания о пребывании на Соловках академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, а сам он выведен в образе Митеньки Щелкачева.
Соловки второй половины 20-х были довольно странным местом, которое здорово ломает привычные стереотипы о ГУЛАГе. И эта странность, не полное соответствие впитанному с детства образу злой, перемалывающей людей в щепки системы, пожалуй, является главным открытием этого романа.
Теперь поговорим о собственно сериале. В нём количество сюжетных линий по сравнению с книгой резко усечено. Также здесь меньше персонажей (примерно треть от романа). Несколько сцен были созданы фантазией режиссера и сценариста Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Живой»), а также был изменен образ чекистки Галины — в исполнении Александры Ребенок он стал «более жестким».
Визуально «Обитель» — за это спасибо оператору Никите Рождественскому — не слишком-то и похож на сериал. Благодаря блестящей работе с камерой и светом у зрителей он скорее ассоциируется с полнометражным фильмом, растянутым на 8 частей.
Также зрителям в целом очень понравился образ, созданный Сергеем Безруковым. Это одна из больших удач данного проекта.
Безруковский Эйхманис — это суровый, но справедливый человек, а также яркий антигерой. Этакий «демон революции». За подобным преображением актера, известного ролями однозначно положительных персонажей, зрителю было интересно понаблюдать.
Чуть менее соответствует книжному образ главного героя, Артёма Горяинова (Евгений Ткачук). Актёр у зрителей и критиков сильно ассоциируется с образами исполняемых им ранее преступников и гопников (см. картину «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), так что студент-интеллигент в версии Ткачука получился не для всех равно убедительным.
Однако актёра на роль утвердил лично Прилепин, так что в данном случае все вопросы по кастингу следует обращать напрямую к писателю. Прилепин своего персонажа видит именно таким.
Много не самых справедливых претензий высказывалось к «курортным» условиям лагеря и «сытым лицам» заключенных. Их, как вы уже поняли из начала статьи, явно выдвигают те, кто роман-первоисточник не читал. Соловки 20-х разительно отличаются от стереотипного образа сталинских исправительно-трудовых учреждений двух следующих десятилетий. И это разными способами подчеркнуто как в книге, так и в сериальной адаптации.
Сам же писатель обнаружил только одно важное несоответствие деталей сериала фактам истории: растрелянных заключенных в сериале хоронят обутыми в сапоги. Однако в те годы кожаная обувь была большой ценностью. Так что подобного в действительности произойти, конечно, не могло.
Сериал поляризировал зрителей на две группы в зависимости от их политических убеждений. Одни утверждают, что авторы лакируют историческую правду (и эти упреки не слишком справедливы, в проекте много жестких сцен), а для других авторы сериала и писатель, наоборот, занимаются очернительством раннего СССР. Про это вы теперь тоже знаете уже достаточно.
Чтобы разобраться, какая из этих точек зрения ближе к истине мы рекомендуем вам самостоятельно прочесть книгу (и приложенный к ней дневник следователя Галины Кучеренко), а также посмотреть сериал самостоятельно.
Но если вы уже это сделали, то, пожалуйста, поделитесь в комментариях мнением о книге и её адаптации.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, если хотите видеть больше материалов на близкие темы в своей Яндекс-ленте.