Перед девочкой открывалась отличная спортивная карьера, но в 16 лет она вдруг решила стать актрисой и великолепно справилась с этой задачей
Мария АНИКАНОВА: Мечтала об Олимпиаде, а не о кино!
– Мария, я слышала, вы теперь преподаёте в театральном вузе. Это новое для вас амплуа?
– Да, так получилось, что Александр Пашутин набирал курс, позвонил мне и предложил заниматься со студентами. Причём мне давно все намекали, что надо идти преподавать, полгода назад об этом и Татьяна Тарасова говорила. Я тогда подумала: «Зачем мне это? Я что, собираюсь заканчивать карьеру?» В общем, не воспринимала это всерьёз. Поэтому, когда позвонил Александр Сергеевич, я сразу отказалась. Но потом всё же поездила на экзаменационные туры и обнаружила себя стоящей с документами в отделе кадров. Мне сказали: «Поздравляем, вы теперь преподаватель Института театрального искусства им. Иосифа Давыдовича Кобзона». Так что почти год уже преподаю.
– Вы упомянули Татьяну Анатольевну Тарасову, которую знаете с детства и у которой тренировались. Когда вы профессионально занимались фигурным катанием, на сцену время оставалось?
– Я в четвёртом классе сама ставила новогодний спектакль, была режиссёром. Помню, что репетирую с какими-то снежинками, объясняю что-то сорванным голосом. Помню ещё, как занималась в кружке танцев и наш коллектив выступал на каком-то московском городском конкурсе. Мы танцевали молдавский народный танец, вышли на огромную сцену, и я забыла от страха все шаги. Очень расстроилась, а мама сказала: «Ну что же ты! Ты ведь фигуристка, ты же выступала уже для зрителей». А мамина подруга ей на это возразила: «Ира, что ты так убиваешься? Ну не артисткой же ей быть».
«В сборной не до учёбы»
– Но вы тогда даже не помышляли о театральной сцене?
– Нет, что вы! Только Олимпийские игры. Меня всегда завораживало искусство кино и театра, но я так была воспитана, что считала: это от меня слишком далеко, я – спортсмен, у меня есть определённая цель, к которой стремлюсь.
– Мама – фигуристка, папа – врач сборной по фигурному катанию, бабушка и дедушка – известные конькобежцы. Настрой стразу был на спортивное будущее? Без вариантов?
– Ни о чём другом и не мыслила. Всё было заточено на танцы на льду. Тем более у меня неплохо получалось. Но мы были дружны с семьей Николаенко (Георгий Михайлович – режиссёр, Валентина Петровна – профессор в Щукинском училище, известная актриса). Я дружила с их дочкой, мы в какую-то игру играли, смеялись, и я легко могла переключаться с одной эмоции на другую. И вдруг расплакалась, а дядя Юра сказал: «Ой, Маша, ты талантливый человек, ты можешь стать артисткой».
– Вы занимались фигурным катанием на самом высоком уровне. Были в группе у Татьяны Тарасовой, потом у Натальи Дубовой. Как хватало времени на обучение в школе?
– А его просто не было. Сейчас у меня похожая проблема возникла с дочерью, потому что она учится в спортивной школе и серьёзно занимается баскетболом. Думаем насчёт дистанционного обучения, ищем ещё какие-то варианты. А тогда у нас не было такого выбора – ты либо катаешься, либо учишься. Учителя меня не видели по три-четыре месяца. Как-то я была на соревнованиях в Чехословакии и пропустила зачёт по лыжам. Приезжаю, а учитель говорит: «Зачёт тебе не поставлю». Ему все: «Она фигуристка, мастер спорта. Ей поступать в физкультурный институт». А он: «Она не пробежала у меня – всё. Тройка». Представляете? Так что не все шли на компромисс.
«Поеду в Америку и буду женой»
– Переломным моментом в вашей жизни стали съёмки в фильме Сергея Соловьёва «Дом под звёздным небом». Вместо поступления в институт физкультуры, вы оказались на съёмочной площадке.
– Валентина Петровна, оказывается, все эти годы лелеяла мысль сделать из меня артистку и показала кому-то на «Мосфильме» мою фотографию. А они как раз искали девочку, и Сергей Александрович вызвал меня на пробы. Так совпало, что в это время мой партнёр в танцах на льду Петя Чернышёв уехал в Америку. Пока шли поиски нового партнёра, мама сказала: «Сходи на «Мосфильм». Когда ещё будет такая возможность?» И я подумала: «Ну, чего разок не сходить, не прогуляться?» И вот уже больше 25 лет туда и хожу.
– Но сначала отказываться от спорта не собирались?
– Конечно, нет! Я думала: «Сейчас лето перебьюсь, расширю кругозор и пойду в институт физкультуры». Мне уже и учебники купили по анатомии. А вот уже после съёмок Сергей Александрович сказал: «Я буду набирать актёрский курс, поступай ко мне. Какой институт физкультуры? Ты что, обалдела?! С хоккеистами будешь учиться?!» Съёмки затянулись, потом было ещё озвучание – в общем, в этот год я не успела поступить в физкультурный. И мама сказала: «Поступи пока в театральный, что ты будешь год без дела сидеть». У нас в семье самое страшное – это если человек ничего не делает. Я начала разучивать какие-то стихи и как-то вот поступила во ВГИК. Проучилась год, потом перевелась, опять же благодаря Валентине Петровне, в Щукинское училище, и совсем меня закрутило, захватило.
– В то время ведь разваливался Советский Союз, вокруг неразбериха. Родители спокойно отнеслись к вашему выбору?
– Да, в то время когда всё рушится, было ещё больше опасений отдавать ребёнка в какую-то творческую профессию. Ведь в артистической среде все считались проститутками и алкоголиками, ну, и мои родители – обыкновенные люди – тоже так считали. И, конечно, я шла абсолютно по минному полю. Ещё и мама уехала в 1991 году работать во Францию (Ирина Люлякова, знаменитая советская фигуристка, тренер. – Ред.), а я как раз первый год училась во ВГИКе. Правда, я тогда уже вышла замуж за Евгения Платова (двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду. – Ред.), так что её сердце было спокойно, оставила меня в надёжных руках.
Но и во ВГИКе в те годы всё начало рушиться, всех стали переводить с государственного финансирования на частное, все узнали слово «продюсер». Режиссёры, конечно, бросили преподавание, искали деньги на свои картины. Даже Соловьёв все реже появлялся во ВГИКе. Но я-то была замужем. Женя выиграл Олимпийские игры, и я предполагала, что мой путь – быть его женой в Америке. Тогда почти все чемпионы уезжали в США.
– В какой момент всё переосмыслили?
– Когда я перевелась в Щукинское, меня действительно актёрство захватило. Мне нравилось учиться, я 24 часа в сутки пахала, после трёх – пяти тренировок в день мне казалось, что народ здесь просто «в носу ковыряет». У меня стало получаться, стали хвалить. Но тут Женя собирается в Америку, и начались конфликты. У меня появились свои интересы, я стала узнавать вещи, которые ему были непонятны и неинтересны. В общем, я становилась самостоятельной личностью. В итоге мы развелись, потому что я поняла, что буду продолжать развиваться в этой профессии. А просто сидеть где-то в Канаде и быть женой – мне уже не нужно.
– Сразу после окончания Щукинского училища вы попадаете в театр «Современник». Было какое-то стеснение или испуг перед мэтрами?
– Я со многими из них была знакома с детства. Моя мама дружила с Мариной Неёловой. Да и в училище у нас преподавали мэтры. На самом деле, если человек сидит и думает о том, что он рядом с великим, он уже не будет хорошим артистом. Очень хотела в «Современник», это был для меня единственный желанный вариант. Я очень любила этот театр, знала его с детства, смотрела все спектакли. Но строго-настрого всем приказала, чтобы никто не смел говорить, чья я дочка.
Когда они меня взяли, Татьяна Тарасова всё-таки позвонила Галине Волчек и сказала: «Галя, вот девочка, которая показывала «Цезаря и Клеопатру», ты не знаешь, кто это? Не узнала? Это же девочка Антониони, Ирки Люляковой дочка». Галина Борисовна в детстве почему-то называла меня «девочка Антониони». Так что, когда я пришла к Волчек на разговор, она ввалила мне по первое число: почему я не сказала, что я дочка Иры!
«Деньги и слава меняют людей»
– А с миром фигурного катания вы сейчас поддерживаете отношения? Чемпионат мира смотрели?
– А как же! Меня Вячеслав Фетисов стал постоянно в свои телепередачи звать, которые посвящены фигурному катанию.
– Современные фигуристки становятся знаменитыми в совсем юном возрасте. Вы бы в 16 лет с огромной популярностью справились?
– Мне бы башню точно снесло. Но в те времена девочки тоже выигрывали и в 15, и в 16 лет. И мальчики в 18. И на моих глазах они превращались в совсем других людей, испорченных деньгами и славой. Я мало знаю людей, которые бы с честью прошли этот период и остались в своём уме. Но это ведь везде так, не только в фигурном катании. Слава и деньги – это одно из сильнейших испытаний.
– Сейчас, чтобы стать богатым и знаменитым, и работать не надо. Достаточно стать звездой соцсетей.
– Мне кажется, всё вернётся. Всегда были дети, которые сидели в подъездах, не учились, играли на гитарах, становились популярными среди сверстников. Но сейчас это всё намного опаснее, потому что тогда никто не получал за это таких денег. Но что будет с головами этих ныне «успешных» детей через 10 лет, непонятно. Мне эта тенденция не нравится абсолютно. Поэтому я и дочку Аглаю пытаюсь от всего этого оградить. Не запрещаю, но потихоньку стараюсь объяснять, что это история короткая. И студентам своим я это с первых дней говорю: «У вас должна быть профессия. И если вы думаете, что, снявшись в одном сериале, вы суперзвезда, то я вам могу прямо сейчас назвать 10 талантливых людей, которые плохо закончили».
Беседовала Елена САДКОВА, Москва
Фото: ТАСС, РИА Новости, PhotoXPress.ru, facebook.com
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 4, 2021
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
Звёзды Союзного государства
Марина Яковлева современные фильмы о войне сравнивает с детской игрой в войнушку
«Три сестры» в 3Т-формате
Откуда сегодня у "Бедной овечки" борзость духа
Виктор СУХОРУКОВ: Был готов за бутылку отдать джемпер из козьего пуха
Андрей ФЕДОРЦОВ воплотил мечту погибшего друга
Вадим ГАЛЫГИН рассказал нам рецепт идеальной шутки. Мы удивились
Артур СМОЛЬЯНИНОВ рассказал, какие российские фильмы считает "однозначным позорищем"
Два последних разговора с Михаилом ЖВАНЕЦКИМ: «Батька – молодец!»
После увиденного в Сирии звезду "Глухаря" Викторию Тарасову сутки "трясло"
Андрей Свиридов (Гена из "СашаТаня") на звёзд Голливуда смотрит свысока