Текст и фото И. Костевич
После болезни сложно справиться с желанием спать и никуда не выходить. Сил маловато. Но сколько дней может тянуться такое выздоровление? К счастью, я живу в Калининграде. И вполне в состоянии доехать до моря. А дальше всё будет хорошо!
Удачно, что автовокзал и Южный вокзал рядом. И всё это в получасе-сорока минутах ходьбы от моего дома. Электричку в Светлогорск долго ждать? Ну, зато автобус через три минуты отходит, как сказали мне в кассе автовокзала. И давки в автобусе быть не может: с автовокзала посадка по билетам, на билетах – места. Да и будний день, так что автобус заполнен едва ли на четверть. Сиденье возле меня пустует. Это мне повезло.
Мы очень долго выбирались из города. Настроение – молчать и любоваться. Но как бы не так: откуда ни возьмись - подсела дамочка. Жарко ей, вот поэтому подсела - так говорит.
Я подумала, что, вроде бы, не похожа на кондиционер или холодильник. Но мало ли что людям привидится.
Словоохотливая дамочка, блин…
- Ой-ой, самолёт какой большой взлетел, видели? Что он тут делает?
- Тут военный аэродром… Чкаловск же.
- Ой-ай, а это что же тут понастроили?
- Это новые многоэтажки, Холмогоровка.
- О! Так и сделают нашу область туристически привлекательной! Ой, аист летит… А они уже везде прилетели?!
- М-м-м.
- А что это там цветёт, весь лес как белый?
- Наверху – черёмуха, на земле – ветреница дубравная. Эфемероид.
Говорю и думаю: «Ну как бы замолчать? Я же не подряжалась экскурсию вести. У меня сил на это нет совсем».
Вот зараза доставучая, а…
И я изо всех сил стараюсь поработать-таки холодильником и заморозить наш внеплановый разговор. От которого лично ничего не имею, кроме накапливающегося раздражения. При этом сижу и грустно думаю, какая же стала с годами нехорошая, неотзывчивая. А за окном проносятся прекрасные пейзажи.
И аисты с самолётами летают, да.
Мы уже подъезжали к Светлогорску-1, когда кондуктор стала объявлять входящим на остановке, что в Светлогорск-2 мы не поедем – там идёт ремонт дороги. Автобус поднимется по проспекту только до железнодорожного переезда, остановится у санатория «Янтарный берег» и дальше поедет в Отрадное. Я обрадовалась, туда-то и собиралась, подальше от курортной суеты.
Моя попутчица невероятно долго и многоречиво расспрашивает о причинах изменения маршрута. И когда, наконец, всё же выходит, не я одна вздохнула с облегчением. Кондуктор, не выдержав, всё же успела сказать ей: «Женщина, как же вы меня замучили!» Впрочем, хоть искренно, но вполне добродушно: профессия обязывает.
В воздух Отрадного – ныряешь! Мне сложно подобрать другое определение этой роскоши вдыхания. Представьте – вы в Москве, на улице Новый Арбат (и я вам чуть-чуть завидую, люблю эту улицу). Но там средний уровень ионизации воздуха 250 n (ион на кубический сантиметр), этот показатель приведён в заключении Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии.
А теперь посмотрим, что творится в воздухе Отрадного! И ничего не увидим, конечно же. Но если поинтересоваться статистикой, то показатель ионизации составляет здесь 3120 n. Разница очень ощутима. Здешним воздухом можно лечиться. Что я и сделала.
Больше всего в Отрадном я люблю огромные деревья – черешчатые дубы, буки, липы, сосны.
Атмосферу дома скульптора Брахерта.
Береговые ущелья. Вдрызг разбитый спуск к морю, шикарный когда-то. Но это не мы разбили, это ещё при немцах море постаралось. Как-то, спустившись этими козьими тропами (не привыкать, двадцать лет в предгорье Заилийского Алатау даром не проходят!) на пляже у воды я нашла очень красивое зеркальце, почти скрытое песком. С удовольствием приняла этот подарок Отрадного – так расценила свою находку.
Ну, а на высоком уступе сквозь деревья видно тихое сейчас марево Балтики.Пронзает до глубины души такое ощущение воздуха, моря и зелени, что даже дыхание перехватывает. Не мне одной – вижу, на камне лежит открытая и почти полная пачка сигарет с надписью «Курение убивает!» Мне показалось, или кто-то на этом вдохновляющем месте бросил курить?
Санаторная благостная тишина прерывается кое-где возгласами из новостройки – люди что-то отмечают. Эту новостройку я два года назад присматривала с целью перебраться сюда жить. Но потом как-то отвлеклась, а в это время цены в курортных городках и пригородах весьма поднялись по сравнению с такими же новыми квартирами в Калининграде.
Иллюстрирую: осенью 2016 года я выбирала между новостройкой в Калининграде и Зеленоградске. В Калининграде в Московском районе однокомнатная стоила 1 670 000 рублей. В Зеленоградске такая же, но на пару метров меньше и с видом на соседний унылый дом – 1 921 000 рублей. Я решила не лезть в долги и купила в Калининграде. Сейчас похожие на мою квартиры в новых домах на соседних улицах в Калининграде продаются по цене три миллиона и немногим выше. Но где бы найти за такую же цену квартиру в Зеленоградске? Все зеленоградские «однушки» в новостройках вплотную приблизились к 6 миллионам рублей. А то и перевалили за эту отметку. Вот и думайте… Для кого это актуально.
Но это всё - проза жизни. Как хорошо в Отрадном! Пусть у нас в области есть ещё несколько Отрадных – и неподалёку от Озёрска, и в Черняховском городском округе, и в Гурьевском, но это Отрадное наверняка – самое отрадное! Потому что здесь есть море. Раньше Отрадное называлось Георгенсвальде. Тут строили виллы. И одну такую я как раз и разыскиваю, прогуливаясь безлюдными улицами. Очень интересно, какое же она произведёт впечатление. Я увидела её в объявлениях о продаже недвижимости. Вилла 1908 года постройки, одна из первых здесь, и называется, в переводе на русский язык, «Вид на море». Когда-то на первом этаже виллы была кондитерская.
Теперь, как вижу, первый этаж ремонтируют – наверное, будет квартира. Но в объявлении не она, в объявлении продают квартиру в 146 квадратных метров в двух уровнях, на втором и третьем этажах. С террасой и выходом на чердак. Две комнаты из пяти – полукруглые, потому что в башне.
Поскольку я помню, сколько сейчас стоит «однушка» в Зеленоградске, цена за эту квартиру в 8,3 миллиона рублей уже не кажется такой страшной. Напротив – кажется, что вот кому-то и счастье привалит – в такой квартире пожить. А то и посдавать. Рядом – детские санатории, водо- и грязелечебницы. Ионизация отрицательная повышенная, опять же. Деревья вековые.
Тишь, гладь, благодать. Наверное, в этом Отрадном несложно стать бессмертным. Или, по крайней мере, здоровым долгожителем. Если мне сейчас начнут говорить про ветер и прочие ужасы калининградской погоды, отвечу, что ветер я люблю. И с удовольствием наслаждалась штормом, гуляя в начале 2019 года по улицам Пионерского, когда буквально в это же время там тонули два судна. Я ничего об этом тогда не знала. Было некогда. Пришлось побегать от скрежещущих по асфальту секций строительных заборов, влекомых стихией, куда Бог пошлёт. Но видели бы вы эти сияющие глаза пожилых морских волков, вышедших навстречу родным балтийским ветрам!
Но это в шторм. И вообще – в Пионерском. А здесь сейчас очень тихо и удивительно радостно. Все тревоги и болезни отступают. Одно слово: курорт! Там, где я хожу, нет людей, а кошки малочисленны и пугливы. Поют-заливаются птицы. Одуванчики празднуют вовсю свой международный день – 13 мая. Мне кажется, это очень хороший праздник. А вон там сидят под дубом детишки.
И, хотя им лет по восемь-десять, они кажутся сказочными гномиками или муравьишками. На фоне-то дуба!
За те полтора года, что я не была в Отрадном, на проспекте Калининградском, 101, выросли два шестиэтажных корпуса. Продают в них – вернее, уже почти продали – не квартиры, а апартаменты.
Прописаться нельзя, зато перепланировку без спроса делать «льзя». И много плюсов. Я как-то раньше не сталкивалась с явлением апартаментов, поэтому ничего толком сказать про всё это не могу. Буду признательна, если кто-нибудь растолкует в комментариях, как ими владеется, хорошо ли, вообще? Что в плюс этому комплексу застройки на проспекте Калининградском, 101 в Отрадном - так это деревья. Большие деревья, какие могли, тут сохранили. И это хорошо выглядит.
Обычно деревья «догоняют», а что с ними случилось, достаточно долго, и могут засохнуть не сразу, мучаясь от тяжести на своих корнях. Но тут вроде бы всё пока хорошо, зеленеют по-весеннему. Сколько их, бедняг, вырубили, чтобы поставить эти модные дома, думать не хочется, грустно. За апартамент-«однуху» в «сером ключе» на пятом этаже просят сейчас 4,3 миллиона рублей. Примерно столько же здесь прошлой осенью стоила двухкомнатная… В общем, бум очевиден. А так – красиво, конечно. А если быть владельцем и туристам сдавать посуточно, то даже ещё красивее.
Ладно. Вот такая небольшая часть экскурсии по Отрадному и окрестностям, дальше я по велодорожке пойду в лесопарк и санаторий «Янтарный берег». В санатории буду любоваться магнолиями и прочим цветущим.
Кто за мной, переходите по ссылкам, которые появятся, когда я напишу о дальнейших своих перемещениях в районе бывшего Георгенсвальде. Сразу скажу: было восхитительно, и я за один день заметно восстановилась после этой штуки, которую называют ковид.
А вам всем желаю здоровья!