Я счастливая внучка своего Великого Деда. Так вышло, что папа моей мамы стал и мне папой. Я с 6ти месяцев росла у дедушки Миши и бабушки Оли на Кубани) Мой дедушка - Лыков Михаил Иванович родился в 1928 году он приписал себе еще 2 года возраста, что бы попасть на Фронт. Итак, в его карточке год рождения - 1926...Он был средний из троих сыновей в семье Ивана и Дарьи Лыковых- моих прадедов. К слову сказать, дедушка взял себе дату рождения своего старшего брата - деда Федора. В 1942 году была оккупация и мой юный дедушка - 14 лет всего, ушел к партизанам. В одну из самых известных партизанских бригад на Кубани - Балашова. Потом решил идти на фронт. В начале 1944 он закончил учебку и стал снайпером- 16 лет.
А по документам уже целых 18 было и мой героический дед ушел на Фронт. Кажется осенью 1944 года был ранен в голову и в тяжелейшем состоянии попал в госпиталь. Вот с этого момента я немного знаю о его ВОЙНЕ... Вернее все что я знаю, это касается именно ранения моего деда. Но и это тянет легко на Звезду Героя.
Шел последний год войны...последние ее месяцы. И фашисты кинули все силы что бы как то изменить ход событий. Были подготовлены и заброшены к нам немецкие снайперы особого назначения - они бесшумно передвигались незамеченными и имели мега крутое оснащение. Винтовки с очень мощным прицелом и повышенной видимостью в ночное время. Эти матерые стрелки в одиночку выкашивали рядами наших бойцов. И перед нашими мальчишками была поставлена задача противостоять им всеми силами и любой ценой. Отслеживать и уничтожать. От пуль этих немецких асов уже погибла большая часть снайперов в отряде моего деда, людей очень не хватало и они заступали на дежурство буквально через сутки. Сутки на посту и сутки на отдых... Дед в 4ре утра вышел на дежурство. Пришел к нужному дереву, сменил своего друга и занял позицию. Еще не успев закончить движение в ветвях, он взглянул в оптический прицел и мельком увидел черную мушку... В ту же секунду резко обожгло переносицу и его откинуло назад. Он с усилием вернул себя в прежнее положение и снова попытался взглянуть в прицел, но тот был испачкан кровью, протер- это заняло какое то время, взглянул и заметил движение в своем направлении. Это немецкий снайпер, ранивший деда в нос, решил, что убил его и пошел косить дальше наших бойцов... Дед выстрелил.
Этот выстрел и был отмечен наградой, им мой дед уничтожил очень серьезного противника. Но его дежурство только начиналось и впереди были сутки без малого этого испытания...кровь лилась рекой и дед одной рукой открыл пакет для перевязки. Мотать себя самого через всю голову он не мог-понимал, что белый цвет бинта отличная мишень. Дед просто приложил бинт к переносице и держал рукой... как мог...закрывая ладонью этот белый цвет. Белый бинт быстро становился темным от крови, но его снова нужно было менять на белый, стараясь наблюдать в прицел. Нужно ли напоминать, что все это делает дед сидя на дереве. Глаз начал сильно заплывать отеком и казалось, что сознание вот вот откажет... Дед решил себя как то примотать к дереву ремнем.
Пока приматывал да пристегивал, нечем было удерживать бинт на носу и кровотечение усилилось. Он распечатал очередной пакет для перевязки и ослабевшей рукой прижал к лицу, на секунду упустив из виду картинку в прицеле... Этой секунды хватило другому немецкому стрелку, что бы пустить еще одну пулю в моего деда. Она попала деду в челюсть... Пакетов почти не оставалось, но и время его дежурства тоже заканчивалось. Это и спасло! Дед подал условный знак товарищу, что есть противник, когда тот пришел его сменить. Парень занял позицию и прикрыл, когда дед уходил. Нужно было еще добраться до расположения и, сдав винтовку, нанести на карту информацию. В том числе и об устраненном противнике. Деду наложили повязку и он выполнил все необходимые процедуры... Далее нужно было самостоятельно держать путь в госпиталь. Деду накатили в кружку спирта и задав направление скомандовали - ступай, рядовой Лыков! И идти было не так далеко, и дорога тихая, безопасная, да потеря крови уже давала о себе знать...
Где то на пути к спасению сознание все же выключилось.
Потом включилось от ощущения скачущих по кочкам ног, деда волоком тащил на себе мужчина лет 40ка и что то торопливо рассказывал. Рассказывал он много, стараясь поддерживать связь и саму жизнь в моем 17 летнем дедушке... И, хоть, сам дед мне говорил, что мужчина тот был школьным учителем, я то точно знаю, что Ангел это был, однозначно Ангел с небес!
Окончательно дед пришел в себя лишь после сложнейшей операции в госпитале. Спросил ( первое время он писал записки - говорить не мог совсем) молодую сестричку две вещи - где его лесной спаситель и что там на фронте. Про фронт она ему все и сразу рассказала как по писаному- Победа не за горами! А про спасителя притихла и попросила поговорить с главным врачом. Когда и врач потерял уверенность в голосе, дед что то заподозрил, время тогда было такое- все прекрасно знали, что стреляют по нашим не только немцы...
Когда дед выписывался и уже получал документы, ему нужно было что то подписать у какого то большого начальника. С документами он пошел в нужный корпус, занял очередь на крыльце. Перед ним было несколько человек и один из них доктор, который как раз принимал моего деда с ранением. Сознание смутно хранило воспоминания того дня. Дед тут же достал все свое курево и еще какие то там сокровища, которые были и валютой и аргументами в то время, и с мольбой в детских глазах попросил того доктора поговорить с ним! Доктор отвел в сторону деда и рассказал, что мужчину того расстреляли. Якобы самострел был в ладонь руки, покинул место боя.... Выходит, что вытащив из леса моего деда, тот мужчина подставил себя под расстрел... Дед с доктором отправились к его могиле... Это была огромная братская могила с адской надписью ТРИБУНАЛ. Время было жестокое и циничное... не закапывали тогда пока не накопилось. Накроют брезентом и ждет эта могила следующих по списку... Дед приоткрыл и нашел своего Ангела-спасителя....поблагодарил... Узнал имя его и адрес семьи, позже поблагодарил он и этих людей. Рассказав правду об их отце. Я вот только не запомнила ни имени ни города... Возраст у меня был тогда не сознательный! Но своего деда я всегда считала Первым Героем во всей Вселенной!
У деда был грубый шрам на переносице - подковой. В некоторых местах, под тоненькой кожей было видно кость, а в некоторых кожа с красными прожилками нависала складкой над поверхностью носа... Нижняя челюсть была ассиметрична...собрана из кусочков и наощупь похожа на позвоночник. Правая щека была втянута шрамом вовнутрь и тоже была из кусочков....В ямке всегда были невыбритые седые щетинки, такие родные...Из кусочков был и язык моего деда. Зубы были все вставные. И дед, вынимая эту челюсть в стаканчик перед сном, всегда шутил, что я буду пищу ему жевать, когда он эту челюсть сносит)
Для меня так было всегда и я не видела никого краше моего любимого деда. Он был самый высокий, брутальный и самый сильный мужчина в той моей жизни! Умел все и всегда сам делал это "все". Он построил наш прекрасный дом, он сам копал огромный огород, сам вырастил сад и мой любимый фундук за домом. Летом меня под ним купала бабуля. У нас был один из самых больших и красивых домов в нашем поселке. А на калитке была самая большая Красная Звезда!
С этой самой звездой у меня всегда были особенные отношения, она меня мотивировала) На калитках других дворов в поселке тоже были звезды, но объективно они все были меньше. И для меня это был знак - надо соответствовать) Как то к соседям приехали родственники из Москвы и с ними была девочка Наташа, старше меня года на три и она занималась художественной гимнастикой и даже играла на пианино. Меня сразу же позвали в гости и показали Наташу... Наташа тут же, по просьбе соседей, села на шпагат и что то сыграла в мажоре... Я встала и ушла домой. Дома со слезами рассказала деду, что звезда то у нас больше, а я вот так ничего не умею. Ни шпагата, ни мажора...))) Пианино мне пообещали, но не скоро. А со шпагатом я разбиралась сама))) тянула и драла себе связки, как только могла, и вскоре пошла им всем и показала, при чем показывала я несколько раз нескольким соседям) Пришла домой в грязных и рваных колготках, но свою звезду я отработала!
Мой дед был самым уважаемым дедом в моем поселке. Самым образованным. Когда кто то путался в каких либо документах, оформлениях или подсчетах - мой гений-дед помогал навести порядок. Он после войны выучился и был сначала бухгалтером а потом и председателем в колхозе! Это не могло не отразиться и на мне) С трех лет я умею бегло читать, я вообще не читала по слогам. Как то мама приехав к нам, была просто поражена , что дед мне дает свежую газету и сославшись на "потерянные" очки просит почитать новости) Я их с выражением читаю без устали! Правда пистон мы все же получили, потому что я упорно путала Ф и Ч. А дед не особо сопротивлялся, так как смешно было слушать меня, когда на картинке в популярной в то время Азбуке "мальчик ЧотограЧировал своим Чотоаппаратом"))))) Умора)))) Это был наш с ним личный анекдот. Мой дед он такой....
Потом был долгий период времени, когда мы не виделись с дедом... Я стала мамой и приехала показать правнучку деду. Это было так тепло вернуться в этот дом со своей дочкой... Как же в хлам разорвалось все мое представление о жизни, когда на крыльцо нашего дома вышел мой старенький дедуля...ниже меня ростиком... Мой Великий и Самый Сильный в Мире Герой, с огромной Красной Звездой на калитке- мой маленький дедушка Миша. Живи, мой хороший, одна четвертая меня - это ТЫ!