Компания Уоррена Баффета сколотила многомиллиардное состояние, следуя простой инвестиционной мантре. Он покупает только хорошие компании по привлекательным ценам. А что такое хорошие?
Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала!
На первый взгляд этот подход кажется простым, но определить, что представляет собой хорошая компания, непросто. К счастью, Оракул из Омахи в прошлом много говорил на эту тему.
В 1991 году он объяснил, что одним из простейших тестов, которые можно использовать для определения силы бизнеса, был вопрос: “Как долго руководство должно думать, прежде чем они решат поднять цены?” Он продолжал добавлять:
“Ты смотришь на чудесный бизнес, когда смотришь в зеркало и говоришь: “Зеркало, зеркало на стене, сколько я должен взять за кока-колу этой осенью?” (И зеркало отвечает: “Больше”.) Это отличный бизнес. Когда вы говорите, как мы говорили в текстильном бизнесе, когда вы становитесь на колени, зовите всех священников, раввинов и всех остальных, [и говорите]: “Еще полцента за ярд”.
Это хороший бизнес. Способность повышать цены – способность дифференцировать себя реальным способом, а реальный способ означает, что вы можете взимать другую цену, – вот что делает большой бизнес”.
Другой признак хорошего бизнеса, продолжал Баффет, заключается в том, насколько важен продукт фирмы для клиентов. В качестве примера он привел случай с самой дорогой на тот момент газетой в Соединенных Штатах - The Daily Racing Form:
“Он продает около 150 000 копий в день, и это уже около 50 лет, и это либо $2,00, либо $2,25 (они продолжают повышать цены), и это важно. Если вы направляетесь на ипподром, и у вас есть выбор между ставками на день рождения вашей жены и ежедневной формой гонок, и если вы серьезный гоночный гандикап, вы хотите Форму. Вы можете взимать $2.00 за форму, вы можете взимать $1.50, вы можете взимать $2.50, и люди собираются купить его…
Это все равно что продавать иголки наркоманам. Это очень важный бизнес. Это будет важный бизнес через пять или десять лет. Вы должны решить, будут ли скачки через пять или десять лет, и вы должны решить, есть ли какой-то способ, которым люди будут получать информацию о прошлых выступлениях разных лошадей из разных источников. Но у вас есть только два вопроса, на которые нужно ответить, и если вы ответите на них, вы знаете, что бизнес принесет много денег”.
Компании, отвечающие обоим этим критериям, встречаются редко. Тем не менее они существуют.
Виды конкурентных преимуществ, которые определяют хороший бизнес, могут варьироваться от компании к компании. Некоторые фирмы извлекают выгоду из сетевых эффектов, когда потребитель привлекается к предложению из-за количества других пользователей. Facebook, пожалуй, лучший пример этого на данный момент.
Другие преимущества включают размер и масштаб. В эту воронку идут такие фирмы, как MasterCard и Visa. Эти фирмы также извлекают выгоду из сетевых эффектов. Хотя можно утверждать, что ни одна из этих фирм не обладает той ценовой властью, которую Баффет описал в 1991 году.
Apple и Coca-Cola, которые в настоящее время являются двумя крупнейшими инвестициями Баффета, демонстрируют оба качества, описанные Оракулом из Омахи в 1991 году. Эти две группы обладают полной ценовой властью, и услуги Apple жизненно важны для ее клиентов.
Найти такого рода бизнес всегда было трудно, и, к сожалению, это только усложняется. Мы живем в эпоху крайних потрясений, и даже крупнейшие компании рынка изо всех сил стараются не отставать от более мелких конкурентов.
Один из самых простых способов определить качественный бизнес - это посмотреть на его рентабельность и рентабельность вложенного капитала.
Хотя эти цифры все еще могут быть полезны при оценке предприятия, необходимо также уделять пристальное внимание качественным факторам, таким как ценность, достигнутая клиентами, и навык распределения управленческого капитала.
Поиск бизнеса с ценовой властью - это только начало процесса.