Как вы полагаете, почему так много детей в школах пишут безграмотно? Да и мы, взрослые, порой грешим этим недостатком. Я, как человек любопытный, заинтересовалась, кто такой человек абсолютно грамотный? И к этому меня подтолкнул наш внук, которого привезли к нам на майские праздники. Ребёнок заканчивает первый класс, и я заинтересовалась, конечно, его знаниями в разных областях наук, если это так можно назвать. Но всё по порядку.
В Википедии даëтся понятие грамотности.
Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» « грамматика») — степень владения человека навыками чтения и письма на родном языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.
Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования, при этом русские филологи бьют тревогу, лишь один из тысячи россиян считается по-настоящему грамотным.
В чём причина такой печальной статистики?
Увидела у внука слова-тренажёры на парные согласные, в которых он должен был поставить те или иные согласные.
Итак, возвращаюсь к словам. Было 200 слов, некоторые слова были старорусские, некоторые профессиональные, и я решила проверить, что он знает.
А он не знает значения слов:
Серп, баобаб, жёлоб, прораб, зыбкий, архив, телеграф, библиограф, корытце, агент, лебёдка, разведка, баркас, папуас, папирус. Кажется не так много. Но!
Теперь предлагаю Вам, дорогой читатель, объяснить ребёнку значение этих слов, причём не заглядывая в словарь. А потом проверить, правильно ли Вы объяснили ребёнку 7 лет значение этих слов?
Потому, что если слова — это знаковая система, а ребёнок на первоначальном этапе может запомнить только то, что понимает, или то, что у него вызывает эмоциональную окраску, получается, что незнакомые слова, которым он не знает объяснения, для него не просто иностранные, мозг не ассоциирует слова с его словарным запасом, им нет объяснений. Даже иностранные слова у нас имеют русскую интерпретацию, а тут — запомни неизвестно что.
Представьте, что Вы общаетесь с инопланетянином. В словаре 7-8- летнего ребёнка в среднем до 4 тыс. слов. Почему учитель не выяснил значение этих слов у детей? Я выбрала самые сложные для его понимания.
Современные учёные выяснили, что грамотность напрямую зависит от уровня развития мозга человека, от его интеллекта, и от того, как работают функции его мозга. Сейчас всего 15 % детей идут в школу здоровыми. Но мозг может выстраивать нейронные связи, ему надо просто помочь. Читайте, читайте продуктивно, об этом мы поговорим в следующий раз.
- Не кричите на ребёнка, в стрессе блокируются нейронные связи, они направленно работают на физическую защищённость, а не на восприятие информации!!!!!!!!
- Ребёнок обязательно должен знать значения слов, причём не примерное, потому что оно бывает ошибочным, а точное, как в словарях. Обучаться правильно пользоваться словарём дети должны в школе, хотя замечательно, если дома будут словари.
- Вот такие картинки будут легко запоминаться, ведь ассоциативный ряд работает отлично! Показываю одну картинку, ребёнок читает слово вслух, проговаривает, каким цветом выделена буква. Затем закрывает глаза, представляя себе данное слово, «включает» воображение, медленно произносит его, как написано, и что изображено. Затем слово записывает именно цветными ручками, фломастерами, или карандашами.
4. Играйте в ребусы, и как можно чаще, ведь в них сложно неправильно написать слова.
5. Можно играть в АНАГРАММЫ, игра пришла к нам с античных времён, но до сих пор очень интересна. Я часто использую их в своих программах, поиграли и с внуком.
Русский язык может быть нескучным, главное, помните, Вы — родители можете многое. Предлагайте Ваши способы изучения русского языка, мне будет очень интересно.
Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей. Если Вам нужна помощь, или Вы хотите пообщаться с автором лично, вы можете написать ей Вконтакте ( ссылка на страницу ).
Читайте наш канал в телеграм - по этой ссылке