В Советском Союзе, как известно, религия, согласно Карлу Марксу, а затем и Ленину, считалась "опиумом народа". Совсем не запрещалась, но и не приветствовалась. Кто же тогда, не боясь неодобрения, посещал церкви? Рассказывают читатели "Московских историй".
В нашей семье не было верующих. Крещённые родственники - родившиеся до 1917 года - не чувствовали потребности в исполнение обрядов. По этой причине всегда было интересно узнать: кто ходил в храмы в советское время.
На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году насчитывалось 848 храмов, в 1991 году имелось 171 действующих и 263 закрытых. Уничтожено было 433 храма. Один из них - Храм Христа Спасителя, строившийся 44 года и, наконец, построенный в 1883 году, был взорван 5 декабря 1931 года. Восстановлен в 1995—1998 годах.(https://dic.academic.ru).
Когда я работал в гостинице Минобороны, на Мосфильмовской улице, парторг там был Искандер Халилович. Мужик он был довольно неприятный, но я его уважал из-за его фронтового прошлого, четыре боевых ордена имел. Так вот, я его регулярно встречал около мечети на Проспекте Мира, где я живу. Партия - партией, а Аллах - Аллахом.
Разные люди ходили. И молодых много бывало, и с детьми. Раз двоих солдат видела. Может, из любопытства зашли, может верующие. Шапки и перчатки, как положено, сняли, стояли серьёзные, можно сказать смиренные.
В бабушкину деревню, в Подмосковье, какой-то начальник на лето приезжал. Ходил в церковь в соседнюю деревню, в нашей не было. Причём пешком ходил, хотя в магазин на машине ездил. И сына там крестил. В Москве ему нельзя было - партийный, узнают - конец карьере со всеми вытекающими.
На Пасху храмы окружали тройным кордоном - сначала милиция, потом комсомольцы, а в гуще молящихся всегда дежурили «искусствоведы» в штатском. Главной задачей было не допустить мужчин, интеллигенцию и молодёжь на богослужение. Поэтому те, кто хотел попасть на праздник, вынуждены были прибегать к хитрости - мужчины и юноши надевали на голову платочки и, низко склонив главу, в толпе бабушек проскальзывали в храм. (Протоиерей Михаил Карпеев, источник https://kondakov.ws)
А вот на крестный ход в Москве не пускали молодых, милицейское заграждение стояло. Молодые в церковь ходили кто открыто, кто с оглядкой. Я так на улице остановлюсь, перекрещусь неспешно на купола, и дальше мордой кверху. Одноклассники, такая же шпана замоскворецкая, очень одобряли, при учителях нарочно громко спрашивали: "Как вчера праздничная служба? Архимандрит приезжал? Ох, жаль, я не был, с братом сидел".
В Москве было много старообрядцев. Сослуживец мужа, сержант милиции, был из старообрядческой семьи. Не сказать, что религиозный, но табачный дым не переносил, с посудой то же: никогда чужую не тронет, гостей принимали мало и для них посуда была отдельная. Матом — никогда. Держался строго и с достоинством. Я удивилась, когда узнала, что он из старообрядцев, а муж сказал: "Обыкновенный парень, только порядочней иных".
Еще: "Как не был построен, был построен, взорван и возведен Храм Христа Спасителя", "Они не знали никакого храма и с удовольствием купались посреди Москвы под открытым небом".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru