Это было давно ... В эпоху фраков и цилиндров, прекрасных дам и блестящих кавалеров, пенящегося французского шампанского и лихих троек, с колокольчиками уносивших своих седоков к знаменитому «Яру», это было в те времена, когда мужчины на коленях умоляли своих дам решить их судьбу – или благосклонно доверить руку и сердце или жестоко отказать, подписав тем самым приговор, когда превыше всего ценились достоинство и честь, а сомневавшиеся в этом могли получить вызов на дуэль. Это было тогда, когда и небо было голубее, и трава зеленее, и женщины прекраснее! Это было совсем недавно, почти сто лет тому назад.
Пожалуй, никто в начале ХХ века не пользовался такой бешеной популярностью, ничье имя не вызывало таких ожесточенных споров, никто не составил такой головокружительной карьеры, как она. За океаном, наверное, историю Вяльцевой назвали бы типичным воплощением «американской мечты». Из ученицы в ателье дамского платья Настя Вяльцева превратилась в ослепительную звезду первой величины, одну из богатейших женщин страны. В историю русской эстрады она вошла как создательница особого жанра – приблизительно того, что сейчас мы называем эстрадной песней, поп-музыкой.
В ее жизни были и своя Добрая Фея-Удача, и Карета, и свой роскошный Бал, и свой Принц на белом коне, и огромная сила Любви, только вот все окончилось не так прекрасно, как в доброй сказке!
Легенда российской эстрады родилась в 1871 году в бедной крестьянской семье в слободе Алтухово Севского уезда (ныне Брянской области). Вскоре Вяльцевы перебрались в Киев. Именно в Киеве Настя сделала первые шаги на пути к своему взлету. Придя на прослушивание в одну из опереточных трупп совсем еще юной девушкой, она поступает сначала в балет, а затем в хор. Но провинция не прельщает молодую и честолюбивую хористку. Вскоре Настя оказывается в Петербурге, где обращает на себя всеобщее внимание. Здесь в начале девяностых годов XIX века на сцене Малого театра ставились музыкальные спектакли с участием «Короля цыганского романса» Саши Давыдова, известнейшей примадонны Веры Зориной. Небольшую роль доверили и симпатичной провинциалочке. По ходу спектакля скромная хористка должна была спеть модный новый романс «Захочу – полюблю». Именно тот вечер стал началом ее карьеры. Стройная привлекательная девушка с очаровательной улыбкой, которую потом так и назовут «вяльцевской», кокетливо и игриво исполнила простенькую песенку, вызвав бурю аплодисментов. Этот романс отныне станет постоянным украшением ее концертного репертуара.
Талантом и, конечно же, внешностью юной артистки был пленен известный петербургский адвокат Николай Иосифович Холева, при активной поддержке которого А. Д. Вяльцева начинает систематические профессиональные занятия вокалом.
После самостоятельных концертов в Москве в самом конце 1890-ых годов молодая певица каким-то гениальным чутьем определила то направление, в котором только что сделала первые шаги. Она создала образ яркий, кокетливый, пела о любви, о радостях жизни, пела легко, игриво, свободно, унося слушателей и зрителей в мир мчащихся троек, звенящих гитар, шампанского, в мир беззаботный и праздничный.
Один из газетчиков назвал как-то концерт Вяльцевой «музыкальной лекцией по сравнительному амуроведению или любвизнанию». И это было недалеко от истины. Как и многие другие вопросы, которые она предпочитала решать сама, программы своих концертов Анастасия Дмитриевна составляла лично, никому не доверяя столь важное дело. Все предлагаемые ей новые сочинения популярных композиторов, а их было совершенно невероятное количество, она тщательно просматривала и отбирала только те, что удовлетворяли ее строгим требованиям. Отлично ориентируясь во вкусах публики, прекрасно зная все самые сильные стороны своего таланта, прежде всего, она старательно избегала в исполняемых ею произведениях слов «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска», «кручина» и т. д.. Недаром, Вяльцеву называли «певица радостей жизни». «Гай-да, тройка!», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Под чарующей лаской твоею», «Все говорят, я ветрена бываю», «Я Вас люблю», «Теперь в твоей, любовь, я власти», «Не уверяй, брось», «Ветерочек», «Захочу – полюблю» ... Мужчины сходили с ума, женщины сопереживали, молодежь и студенты засыпали артистку цветами. Нередко концерт Несравненной заканчивался на час-два позже обычного, публика забивала в зале все проходы, заполняла сцену, стремясь поближе рассмотреть своего кумира, и Анастасия Дмитриевна вынуждена была петь на «бис», стоя на стуле, так как на сцене было просто некуда яблоку упасть.
Что такое в России начало ХХ века? Это – косоворотка Шаляпина, пенсне Чехова, борода Льва Толстого и … фирменная улыбка Вяльцевой!
Современники были единодушны во мнении, что Анастасию Дмитриевну нужно было не только слышать, но и видеть. Видеть ее пластику, мимику, жесты, ее лицо, сказочную улыбку. Она завораживала, а публика охотно шла в умело расставленные сети, поддавалась очарованию артистки и этим была счастлива.
В начале прошлого века Анастасия Дмитриевна Вяльцева – признанный кумир, законодательница мод. Ее пластинки расходятся по всей Империи, ее имя – на всех афишах. Ее интервью обсуждаются во всех приличных домах, ее мнением интересуются, с ней советуются, ей во всем подражают, о ней говорят.
Популярность Анастасии Дмитриевны была поистине всероссийской. Каждый из ее концертов или спектаклей вызывали живейшие отклики на страницах всей театральной прессы и в столицах, и в провинции. В продажу были выпущены тысячи и тысячи граммофонных пластинок, портреты звезды сцены украшали витрины магазинов, смотрели с обложек газет и журналов, тысяч нотных сборников с романсами ее репертуара. Кроме концертной эстрады она пробовала себя и в оперетте, и в опере. Анастасия Дмитриевна давала интервью и охотно выступала в печати сама, словом, вела жизнь эстрадной звезды первой величины.
А. Д. Вяльцева работала в эти годы на износ. Она была одной из первых российских артисток, кто поставил гастрольный процесс на поток. С 1902 года в течение почти десяти лет она регулярно объезжала с гастролями всю страну, давая до сорока концертов за тур. За период в пять лет в самом расцвете своей карьеры А. Д. Вяльцева проделала путь в 175 тысяч верст. Надо помнить, что тогда не было ни микрофонов, ни, тем более, фонограмм. Порой, просто огромные, забитые публикой до отказа концертные залы приходилось озвучивать только силой своих собственных голосовых связок.
Ей говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете! К чему эта безумная расточительность? Зачем Вы поете столько «бисов»? Ведь публика – тиран алчный, ненасытный, безжалостный!» Она отвечала: «Они заплатили деньги! Это их право, они могут требовать!» Она была непреклонна.
К слову сказать, Анастасия Дмитриевна обладала железной волей, очень твердым характером, ясным и трезвым умом. Именно этим качествам всецело она была обязана своей головокружительной карьерой. Она никогда не заключала письменных договоров, а всегда все деловые вопросы решала «на слово». Если она давала согласие, любой антрепренер был уверен, что она приедет, и концерт состоится в назначенный день и ровно в назначенный час. Вяльцева сама разрабатывала маршруты своих гастрольных поездок, назначала цены на билеты в зрительном зале, просчитывала прибыль, учитывала расходы. Несмотря на такую жесткость в деловых вопросах, все коллеги отзывались о ней, как о хорошем и чутком товарище, готовом всегда придти на помощь, по своему характеру она была добра и открыта, часто приходила на помощь попавшему в беду брату артисту.
Широко известна была и ее благотворительная деятельность, на благотворительность она регулярно тратила весьма значительные суммы.
Анастасия Дмитриевна, крестьянка по сословной принадлежности и артистка по роду деятельности, вышла замуж по большой любви за представителя высшей российской военной аристократии, наследника польского шляхетского рода Василия Бискупского. Это считалось мезальянсом, Василий Викторович вынужден был выйти в отставку и даже дрался по этому случаю на дуэли!
Театральный сезон 1912 года, казалось, не предвещал ничего необычного. Только в сентябре, находясь в Крыму, А. Д. Вяльцева почувствовала недомогание. Медики поставили диагноз – воспаление легких. Несмотря на это, она вернулась в Петербург к мужу и оттуда, как обычно в последние годы, отправилась в очередное гастрольное турне. Во время концерта в Курске прямо на сцене Анастасии Дмитриевне сделалось плохо. После глубокого обморока ее унесли за кулисы. К бесчувственной певице вызвали врачей, которые нашли положение весьма серьезным. Доктора предложили прервать поездку, но они не знали характера Вяльцевой. В Петербург Василию Викторовичу полетела телеграмма, что его супруга чувствует себя великолепно, поездка была продолжена, и в таком состоянии Анастасия Дмитриевна дала еще с десяток концертов. Наконец, в Ельце она просто не смогла выйти на сцену. Стало очевидно, что дальнейшим планам сбыться не суждено. Больше всего Анастасия Дмитриевна переживала из-за того, что из намеченных сорока концертов удалось дать только тридцать один.
Вернувшейся в Петербург Несравненной консилиум специалистов фактически подписал приговор – рак крови.
4 февраля 1913 года в 17 часов 20 минут все было кончено.
Она сгорела почти за месяц.
Умереть в 42 года красавицей, богиней, в расцвете сил, таланта, славы, на вершине успеха, обладательницей огромного состояния, будучи очень счастливой в личной жизни, полной грандиозных планов, неосуществленных замыслов, никому не сделав зла, подарив другим столько тепла и света – за что?
Это ли не драма, это ли не трагедия? Справедливость? Есть ли она?
Анастасия Дмитриевна Вяльцева нашла упокоение на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Над могилой в день похорон был поставлен белый деревянный крест с букетом роз, с надписью: «Артистка Анастасия Дмитриевна Бискупская, рожденная Вяльцева, 4 февраля 1913 года».
Она помогала всем и не смогла помочь только себе.
«История эта может послужить материалом драматургу для драмы ...» – писал «Петербургский дневник театрала».
Проходят годы, сменяются поколения людей, никогда не слышавших ее, начинаются и заканчиваются войны, меняется власть, а нет-нет, да и промелькнет на афишах современных певиц, как заклинание, магическая строчка, призванная приносить удачу – «из репертуара А. Д. Вяльцевой», и возникнет из тумана лет ее, «вяльцевская», улыбка, и раздается восторженное: «Вяльцева? – Очаровательно! Событие!»
Это было недавно, почти сто лет назад ...
Это было давно ...
Друзья! Надеюсь, что о Вяльцевой расскажу еще много интересного!!! А пока, не забывайте, пожалуйста ставить лайки!!
Мне очень интересно ваше мнение о нравах и обычаях царской России, особенно в сравнении с сегодняшним днем - жду ваших комментариев, отзывов, пожеланий и предложений!
И, конечно - подписывайтесь на канал "Жизнь артиста в Дзене", ибо, что может быть более захватывающим, чем жизнь артиста? "Король вальса" Иоганн Штраус даже написал одноименный роскошный вальс по этому поводу!!!