Найти тему
Наблюдатель

Не прошло и двадцати лет… До начальства начало доходить

Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

До введения ЕГЭ, соединившего в себе выпускной и вступительный экзамены, научная и педагогическая общественность усиленно сигналила начальникам: ЭТО ОШИБКА. Были написаны замечательные статьи многими специалистами, в том числе и математиками. Но начальство на то и начальство, что оно умнее всяких там...

Эксперты могли бы без растраты миллионов рублей государственного бюджета — ЗАДАРОМ — объяснить, что и почему не надо делать, чтобы не навредить. Что и почему обязательно приведёт к отрицательному результату, поэтому лучше уж и не начинать такие реформы… Это с точки зрения общественного блага.

С другой стороны, а как тогда начальство заработает на непроведённых реформах, если на них уже взят кредит, который страна отдаст с процентами? Это уже с точки зрения личного блага. Личное благо победило общественное, привыкаем к капитализму.

Привожу ссылки на статьи дорогих моему сердцу коллег, с которыми я имел счастье работать в лаборатории обучения математике Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. Статьи сохранены на моём сайте — в первоисточниках их уже можно не найти. Это статьи уже ушедших от нас специалистов, которые изо всех сил пытались донести своё мнение до начальников своего времени.

Александр Михайлович Абрамов. Проводы реформы 17 Апреля 2002. Это небольшой текст, его надо читать полностью. Следующая статья посвящена ЕГЭ.

Александр Михайлович Абрамов. ЕГЭ как педагогическая шизофрения

Приведу начало статьи Игоря Фёдоровича Шарыгина.

Реформа образования: proтив и contra
(сочинение на незаданную тему)

Моими любимыми школьными предметами были математика и литература. Учительница литературы Галина Давыдовна Привалова познакомила меня (и других своих учеников) с великой русской литературой и научила правильно писать сочинения. Первое — это нужен план, состоящий из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Сочинение должно выражать твое личное мнение, твои собственные мысли, даже если это мнение и эти мысли не соответствуют общепринятым. Так учили меня в советской школе. Я пытался следовать советам моей учительницы, хотя не всегда удачно. Точный план составить не удалось. Говорят, что теперь сочинение в школе отменяется. Будет изложение (чужих мыслей). Жалко детей. Жалко также, что их вынуждают делать выбор между математикой и литературой. А как быть, если хочется знать и то, и другое, и даже третье.

Вопрос: Вы не боитесь, что Вас назовут человеком, развалившим отечественное образование.

Ответ: Во-первых, без эксперимента развалить образование невозможно. Надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение. [Аплодирую стоя! — А.Ш.]

(Из интервью, данного Министром Образования России В. М. Филипповым корреспонденту «Российской газеты» Виктории Молодцовой, 20 февраля 2001 года.)

Вступление

Давид Самойлов и реформы. В 1990 году в тихом эстонском городе Пярну скончался великий русский поэт Давид Самойлов. Находясь в некотором отдалении от политических бурь, охвативших страну, мудрый человек сумел рассмотреть истинное лицо тех, кто рвался к власти, выкрикивая громкие демократические лозунги. К сожалению, мы в большинстве своем, ослепленные, оглушенные и оглупленные, оказались неспособными осмыслить суть происходящего. Незадолго до смерти, вероятно, в середине 1989 года (!!!) Самойлов написал

Трудна России демократия
Не тем, что мнений разнобой,
А тем, что возмечтала шатия
Вести Россию за собой.

Ложь убедительнее истины
Для тех, кто ждет, разинув рот.
О том, что те пути убийственны,
Узнаем после. В свой черед.

Игорь Фёдорович Шарыгин. Реформа образования: proтив и contra

Прошли годы… и мы узнали. Оказывается, вузы выпускают специалистов низкого качества... Вузы кивают на школу, в которой много проблем, одна из них — ЕГЭ. С ним много лет экспериментировали, но по содержанию эксперимента отчёта не было, был отчёт о внедрении. Внедрили… Теперь пожинаем плоды. Привожу мнения двух уважаемых мною начальников нового времени.

Глава РАН заявил, что качество подготовки выпускников российских вузов продолжает падать

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 16 мая. /ТАСС/. Уровень подготовки студентов российских вузов падает, что связано в том числе и со снижением качества школьного образования, заявил в воскресенье президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука».

«Качество студента на выходе из университетов, скажем так, не улучшается, падает. Мы были свидетелями этого процесса и в 1990-е, и в 2000-е годы и связывали это с очевидной причиной беспорядка, который был в стране. Но тем не менее задача заключается в том, как нам качество студента повысить. Но когда университетам высказывается такая претензия, <...> то университеты кивают на школы: "А из школы кто приходит?" Такие что, извините, надо таблицу умножения учить», — сказал Сергеев.

Он добавил, что в настоящее время в школьном образовании есть ряд серьезных проблем, одна из которых — отсутствие идеологии, которая «должна строиться на тех ценностях, которые объединяют» жителей страны. Еще одна проблема, как считает глава РАН, связана со школьными учителями.

«Нужно обязательно поднимать престиж и статус учителя. Потому что от учителя зависит очень многое. И работа с учителями — тоже большая забота должна быть университетов и РАН. И мы стараемся это делать. У нас есть базовые школы РАН, это более 100 школ по стране из 32 регионов. <...> Мы считаем, что необходимо, чтобы туда приходили ученые, работали и там начинали сопровождение молодежи. Считаю, что задача сопровождения молодежи, начиная со школы, — одна из главных задач членов РАН», — добавил Сергеев…

ТАСС, 16.05.2021

Петр Толстой: Надо вернуться к традиционному русскому образованию

Единый госэкзамен следует отменить, и вернуться к традиционному русскому образованию, написал в своем Telegram-канале вице-спикер Госдумы Петр Толстой. «Современная школа, по словам Мишустина, это не просто классы и парты, но также техническое оснащение и доступ в Интернет. Нет, уважаемые коллеги, современная школа – это то место, где воспитываются новые поколения граждан России, будущие учителя, врачи, инженеры, исследователи. И пока их учат правильно заполонять клеточки на экзаменах и проходить тесты с вариантами ответов, никакие интерактивные доски не исправят ситуацию и не помогут воспитать поколение, которому не страшно будет передать страну. Качество образования катастрофически падает, и думать нужно не про техническое оснащение (хотя и оно имеет значение), а про то, как переломить ситуацию и вернуться к традиционному русскому образованию, где содержание всегда было важнее формы, без ГИА, ЕГЭ и других аббревиатур».

politikus.ru. Пётр Толстой: надо вернуться к традиционному русскому образованию

Остаётся порадоваться за то, что в руководстве РАН и Госдумы обеспокоились плодами «реформы» образования, о которой лично я пишу уже более 20 лет. Надеюсь, что после заявлений последуют предложения по анализу ситуации и исправлению положения дел в образовании.

Дополнение от 17.05.2021. Тема задела за живое. В комментариях всё та же забота про мальчика из дальнего села и коррупцию, про невозможность вернуть старое, про «справедливый» (без человеческого фактора) ЕГЭ. Надо уточнить: отмена ЕГЭ не предполагает его полную отмену, а вынос ЕГЭ за рамки образовательного процесса, проведение его после получения аттестата. В этом суть предложения «Справедливой России», пока что отвергнутого Думой.

Выпускные экзамены по предметам в школе потребуют подготовки и вернут разностороннюю работу и развитие учащихся. Напомню: правильно поставленное обучение решает ещё и вторую задачу. Оно готовит стране работника, способного сосредоточиться и долго делать то, что надо. А мы приучаем уже не одно поколение делать только то, что хочется. Сейчас спрос родил предложение. Популярная блогерша, как она о себе думает, советует:

-2

Это откровенная правда. В результате «забивания» школьники зацикливаются только на том, что будет в ЕГЭ и не получают разностороннего общего развития. И чем хуже их общая подготовка, чем выше их натасканность по узким темам, тем выше их запросы и ожидания.

Теперь о коррупции. Она была в вузах, знаем про ректорские списки. При желании можно разработать список мер, убивающих коррупцию, начиная с достойной зарплаты преподавателей в вузы и кончая увольнением с потерей привилегий по пенсионному обеспечению за работу в вузе. Нежелающие исправлять ситуацию сами рассчитывали своих детей провести через ректорский список. А рост армии репетиторов, а лавинообразный рост продаж книжек для подготовки к ВПР, к ОГЭ, к ЕГЭ, которыми заменяют учебники, — не коррупция?

Теперь плач о том, что учителя помогали сдавать выпускной экзамен некоторым школьником. Во первых, надо выбирать меньшее зло. Во-вторых, а зачем начальство заставило учителей и школы ещё в 1960-х взять повышенные обязательства «Учим без двоек, учим без второгодников»? Как взяли к 100-летию со дня рождения вождя обязательства, экономящие образовательный бюджет, так и несут спустя 50 лет! Вот основа лжи в школе, да ещё соревнование между школами по качеству обучения... Это нужно учителям? Нет, это нужно начальству! Ещё в середине 1970-х годов «Радионяня» шутила:

В школу пришёл процент. Та школа лучше, в которой процент больше. Если дело пойдёт и дальше так, то отметки будут ставить за посещаемость: «Пришёл — отлично! Не пришёл — хорошо!»

Таки свершилось! Вот ответ бывалого о возможности исключения из школы за безделье и прогулы.

-3

Сейчас ситуация и того хуже. Учителя задавили требующие от него ученики, родители, начальники, а прав у него никаких нет. А в старые добрые времена государство несло оправданные дополнительные расходы на обучение учащихся, оставленных на второй год. Со мной учился одноклассник-второгодник Ваня. Тогда это было обычное дело: не справился как следует с программой курса, пройди его заново. Ваню я помню по двум делам: повредил мне глаз соломинкой, выстрелив из катушки, а ещё по глубокомысленной фразе: «В том-то и именно!»

На ней и закончу дополнение.

Дополнение от 02.06.2021. Появилась хорошая статья с ответами на многие вопросы, задаваемые в комментариях. Тут есть и про "поколение ЕГЭ", и про то, чем вреден ЕГЭ.

Отменить нельзя оставить: почему ЕГЭ не был отменен? | Ридус | Яндекс Дзен (yandex.ru)