От редактора:
Это заключительная часть документальной книги "Вира якорь!", автор которой - мой папа, Егоров Владимир Николаевич - штурман дальнего плавания, капитан-лейтенант запаса, в советское время ходивший на Кубу, в Индию, Африку, Сирию и многие другие страны, переживший такие приключения, по которым можно снимать блокбастеры, спасший за годы своей работы множество жизней и неоднократно спасавшийся сам.
Средиземное море. Часть 13
В Конакри мы как-то быстро раздали продукты по кораблям. Надо было пополнять запасы продовольствия и особенно пресной воды. Для этого пришлось идти во Фритаун. Это столица и порт соседней банановой республики под названием Сьерра-Леоне (что в переводе означает Гора Львов). Одно это название уже ничего хорошего не предвещало.
Идти там из Конакри всего ничего, каких-нибудь 8 часов.
Пришли, стали на якорь в заливе. Со стороны океана остров защищает рейд порта от волны. Берега все поросшие жуткими джунглями. Фритаун (в переводе Свободный Город) с моря выглядит заброшенной деревенькой. Зданий среди растительности почти не видно. Этот «Свободный Город» был когда-то центром работорговли в Западной Африке. Англичане в 18 и начале 19 века отлавливали в джунглях негров (а иногда покупали их у вождя племени за безделушки) и вывозили морем в массовых количествах в Америку, на Кубу, на Ямайку и в саму Англию.
Приехал к нам судно наш советский посол. Простой, общительный такой дипломат. Очень рад был встретиться со своими земляками. Посмотрел судно, поговорил с капитаном. Потом предложил желающим поехать с ним на берег, посмотреть как живётся бывшим рабам в этой африканской стране. У него тут был служебный микроавтобус РАФ. Поехали несколько человек, в том числе и я.
Покатались по городу, осмотрели здание парламента, старинную протестантскую церковь, покрытую зелёной плесенью, в которую уже лет сто никто не ходит. В центре города нам показали знаменитое дерево Свободы. Якобы во времена работорговли, если кто из рабов смог сбежать от оккупантов и добежать до этого дерева, то его уже не зачисляли в рабы, а дарили свободу. Не знаю, может быть таким образом колонизаторы просто развивали у черных спринтерские способности. А бегают они до сих пор очень быстро. Это, конечно, легенда. Не такие англичане люди, чтобы просто так отпустить негра на свободу. Он денег стоит.
Пляж во Фритауне очень хороший. Песок и пальмы. Вода чистая, сильной океанской волны нет. Здесь у экватора ветра вообще почти не бывает, соответственно и волны нет. Зато высокая температура круглый год, днём всегда 36 -38 градусов, и сумасшедшая влажность. Все здания в зелёной плесени. Белому человеку тут хорошо только первые 10 дней, пока всё это тропическое великолепие не надоело. По своему опыту знаю. А потом надо тикать отсюда. К тому же — 43 вида тропической лихорадки. А прививку делают только от самой тяжелой — жёлтой лихорадки. Остальными 42-мя видами надо болеть самостоятельно. Неграм хорошо — у них иммунитет. Они лихорадкой болеют, как мы ОРЗ. А белые люди больше года тут не выдерживают. Или надо уезжать, или цирроз печени.
Но это всё бы ещё ничего (я два раза болел тропической лихорадкой и до сих пор жив), однако есть в этих местах нечто похуже. В то время здесь процветало людоедство. Посол нам подробно рассказал такую историю.
Несколько недель тому назад арестовали здесь какого-то местного министра и его водителя. И через пару дней будут их судить за людоедство. Суд должен состояться в здании парламента.
Людей здесь едят не потому, что очень кушать хочется. Голодающих я здесь что-то не заметил. Просто это африканский ритуальный обряд. У них тут какая-то африканская религия сохранилась. Они считают, что если съел человека, то приобретаешь его жизненную силу. Особенно полезно съесть своего врага. Очень ценятся белые люди. Если скушать белого человека, это совсем круто. Станешь таким же умным.
Министр этот спокойно жил и руководил своим министерством. Пока не наступил срок очередных выборов президента. Вот тут у него возникло лёгкое беспокойство: вдруг изберут другого президента? Тогда не видать ему родного министерства, как своих ушей. Назначит он на этот пост нового человека, из своего клана. Это как пить дать. У них с этим строго.
Пошел министр в какую-то деревню в джунглях посоветоваться с шаманом, что же делать. Шаман сжег на огне пучок волшебной травки, посмотрел на дым и говорит, что волноваться особенно не о чем. Лучше всего, конечно, было бы съесть самого претендента на президентское кресло, но это сложно. Можно просто скушать младенца, который ещё питается молоком матери. И всё будет окей, министерский портфель останется у тебя.
А тут как раз такая удача — у водителя этого министра жена должна вот-вот родить.
Министр поговорил с водилой, тот охотно согласился. Ещё бы! Он тогда останется на почётной должности министерского шофёра. Похоже, что министр с водителем жили душа в душу или были из одного племени.
Жена шофёра благополучно родила ребенка. Настал момент совершить обряд поедания. Но тут случилась маленькая заминка: женщина почему-то заупрямилась и не хотела отдавать младенца этим двум уважаемым мужчинам. Пришлось грохнуть и женщину тоже. Увезли ребеночка в джунгли и там скушали. Потом вернулись в город в счастливом ожидании нового министерского срока.
Но каким-то образом этот случай всплыл. Кажется, родственники жены стали интересоваться куда она пропала. Общественность возмутилась, друзей арестовали, провели следствие и через пару дней состоится суд.
Мы, моряки, с ужасом слушали эту поучительную историю и каждый из нас думал: а зачем нас вообще занесло в эту дыру? Посол и это нам разъяснил.
В Конакри, куда нас послали с двумя БДК, Советский Союз построил на свои деньги обогатительный комбинат по переработке бокситов. Из бокситов выплавляют алюминий, совершенно необходимый для производства самолётов. Месторождение бокситов — вообще довольно редкое явление. В России что-то есть, но недостаточно. Большую часть покупаем у Гвинеи и вывозим через порт Конакри. Поэтому было остро необходимо нежно дружить с президентом Гвинеи и охранять его от злоумышленников. Чистый бизнес, так сказать, ничего личного.
Ну вот, теперь нам стало ясно, почему мы здесь. И с капитан-лейтенантом, командиром эсминца тоже стало ясно, почему он стал сразу капитаном второго ранга. Во всём виновата таблица Менделеева и элемент под номером 13 — алюминий.
Посол предупредил нас, что здесь на рейде Фритауна нередко случаются пиратские нападения на торговые суда. Мы тогда не придали его словам серьёзного значения. А зря: мне это едва не стоило жизни. Когда говорит посол, надо внимательно слушать.