Какими качествами должен обладать автомобиль, идеально приспособленный для работы в такси? На этот счёт существует множество мнений. Но жители туманного Альбиона, обитавшие на Британских островах во второй половине XX века, точно знали ответ на этот вопрос. Лучшим из возможных вариантов, с их точки зрения, был Austin FX4. Вот об этой машине и пойдёт речь.
Немного фантазии
Представьте себя выходящим из особняка в викторианском стиле, расположенном в одном из престижных районов Лондона. Вы отправляетесь путешествовать и должны к сроку попасть на вокзал Виктория, откуда уходит поезд до Саутгемптона. Прибыв в порт, пассажиры железнодорожного состава поднимутся на борт лайнера «Куин Мэри», чтобы пересечь на нём Атлантический океан. Такси уже ждёт. Водитель укладывает чемоданы в багажное отделение. Одетый в костюм-тройку, лаковые туфли, свежую накрахмаленную сорочку и модную шляпу, вы поудобнее устраиваетесь на пассажирском сидении и, услышав бой колоколов Биг-Бена, сверяете свои часы с часами Вестминстерского дворца. Машина, плавно тронувшись с места, устремляется вперёд, вливаясь в плотный поток транспорта…
Представили? А теперь задумайтесь о том, как бы выглядел настоящий джентльмен, одетый по моде начала шестидесятых годов, втискивающийся в салон какого-нибудь Киа Рио или Фольксвагена Поло. Согласитесь что, по меньшей мере, нелепо. Другое дело – знаменитый лондонский такси-кэб, воспринимавшийся в своё время как часть национальной культуры. Этому автомобилю и посвящён мой рассказ. Оригинальному Austin FX4, такому, каким он впервые появился на дорогах в 1958 году.
Такси-кэб снаружи и изнутри
Кузов машины – строгих, если не сказать чопорных форм – не отличается ни авангардным дизайном, ни стилистическими изысками. Основное внимание его разработчики уделили надёжности и практичности. Проектировщики учли, что у такси, круглые сутки колесящего по улицам города, риск попадания в ДТП высок, и отдали предпочтение не новомодной несущей конструкции, а традиционной раме, делающей кузов более ремонтопригодным.
Двери второго ряда сидений – заднепетельные. Это сейчас такую конструкцию принято называть «суицидальной», а тогда она была нормой, поскольку обеспечивала удобную посадку и высадку из авто. Вот через такую дверь клиенты такси и попадали в пассажирское отделение Austin FX4, где располагался полноценный диван, и два откидных сидения.
Высота потолка позволяла сидеть, не снимая головного убора. Это ценили и мужчины, и женщины, в соответствии с требованиями моды того периода носившие шляпы.
Таким образом такси, при максимальной загрузке, могло взять пять пассажиров. Да, это не опечатка, именно пять, поскольку рядом с водителем сидения не было. Там располагалось багажное отделение.
Практично и удобно. С одной стороны, здесь помещалось большое количество багажа. С другой – сумки и чемоданы всё время находились под присмотром своих владельцев.
Конструкцией водительского сидения не предусматривалась возможности изменения угла наклона спинки. Но зато имелись простые и надёжные регулировки вперёд-назад и по высоте.
Панель приборов – образец аскетизма. На ней только самое необходимое оборудование. Может оно и правильно. Водителю, маневрирующему в плотном городском потоке, некогда отвлекаться на всякие магнитолы и тачскрины.
Наверное, с точки зрения современных требований безопасности, к эргономике салона Austin FX4 есть претензии но, с точки зрения пассажиров, всё очень практично и удобно.
Технические составляющие
Комфорт – комфортом, а для такси важны и другие элементы конструкции. Например мотор. В базовом варианте комплектации машина получила дизельный силовой агрегат с рабочим объёмом 2,2 литра. Четырёхцилиндровый двигатель не отличался выдающимися характеристиками, развивая мощность в 55 л. с. Но при этом он был способен разгонять машину до максимальной скорости 95 км/час, что вполне достаточно в городе, и обладал умеренным аппетитом, потребляя 7 литров солярки на 100 км при движении в городском цикле.
Мотор работал в паре с трёхдиапазонной АКПП Borg-Warner, избавлявшей водителя от необходимости переключать передачи. Позже производитель стал предлагать, опционально, механическую КПП и бензиновый двигатель, но эти агрегаты не пользовались особой популярностью.
Капот аллигаторного типа поднимался вместе с облицовкой радиатора, что существенно упрощало доступ к узлам и агрегатам, размещённым в мотоотсеке.
Обратите внимание, что на машине установлено два аккумулятора по 6 вольт. Это связано с тем, что в этот период автопроизводители только начали внедрять электрооборудование, работавшее от напряжения 12 воль. Промышленность в избытке выпускала шестивольтовые аккумуляторы, в то время как двенадцативольтовых АКБ недоставало.
Передняя подвеска – шкворневая, на сдвоенных поперечных рычагах и цилиндрических пружинных рессорах – оснащалась рычажными амортизаторами и позволяла колёсам поворачиваться на большой угол. Это было обусловлено необходимостью обеспечить высокую манёвренность. Ведь лондонским такси приходилось перемещаться по узким улочкам старинной части города.
Неразрезной задний мост крепился к раме через полуэллиптические многолистовые рессоры. Здесь тоже присутствовали рычажные амортизаторы.
Судя по всему, инженеры, проектировавшие Austin FX4, не гнались за инновациями, отдавая предпочтение проверенным техническим решениям, надёжность которых не вызывала сомнений. Таким требованиям соответствовали гидравлические тормоза барабанного типа.
Их возможностей вполне хватало для того, чтобы в экстренной ситуации быстро остановить автомобиль снаряженной массой 1600 кг.
Подробнее ознакомится с габаритами автомобиля и основными размерами салона можно на приведённой ниже схеме.
Знаменитое лондонское такси выпускалось с 1958 по 1984 год. Изменения, внесённые за это время в его конструкцию, были минимальными. Среди наиболее существенных – появление нового, более мощного дизельного мотора с рабочим объёмом 2,5 литра. Более четверти века пассажиров и водителей всё устраивало.
Такси-кэб в Советском Союзе
Насколько манёврен Austin FX4, я смог однажды увидеть собственными глазами. И для этого мне не пришлось отправляться в Лондон. Дело в том, что в 1962 году одну из машин британская делегация привезла на проводившуюся в СССР международную выставку. Окрашенный в традиционный для московских такси зеленовато-жёлтый цвет, автомобиль (его можно увидеть на размещённом ниже фото) оставили в подарок советскому министерству транспорта.
Присмотревшись, вы обнаружите, что этот такси-кэб имел левый руль.
Так вот однажды, уже в восьмидесятые годы, на территории Москвы проходил очередной автофестиваль. В рамках этого мероприятия, для всех желающих, проводились соревнования по фигурному вождению. Допускались участники на собственных авто, ну а тем, кто пришёл без машины, могли воспользоваться несколькими ВАЗ-2106, которые предоставляло ДОСААФ.
В фестивале принимал участие клуб САМС (Следопыты Авто-Мото Старины), объединявший владельцев и просто любителей старинной техники. Понятное дело, что несколько членов клуба, водителей с большим стажем, пожелало поучаствовать в соревнованиях. Результат получился неожиданным.
Первое место в общем зачёте занял ГАЗ-67Б. Лёгкий и компактный внедорожник, оснащённый мотором от полуторки (ГАЗ-АА) имел открытый кузов, обеспчивающий водителю хороший обзор. Машина быстро перемещалась по расчерченной мелом площадке, стремительно срываясь с места, и лихо задирая ножку (колесо) при торможении в поворотах.
А вот конкуренцию ГАЗ-67Б составил именно Austin FX4. Внешне грузный и неповоротливый, такси-кэб легко маневрировал вдоль змеек и парковался между ограничивающих габариты флажков. К слову сказать, тогда представители САМС заняли весь пьедестал, а инструкторы ДОСААФ, пытавшиеся отстоять честь современной техники, не попали даже в первую десятку.
Заключение
Пришедшие на смену ветерану модели линейки TX сохранили многие черты своего предшественника. Безусловно, они мощнее, экономичнее и технически совершеннее. И всё-таки немало коренных жителей Туманного Альбиона, и гостей Британских островов, до сих пор считают, что именно Austin FX4 был настоящим лондонским такси. А вы как думаете?