Психологи уже давно изучают влияние цвета на поведение человека. И хотя по этой теме проведены сотни очень серьезных исследований, ученые все еще задают вопросы о том, насколько люди подвержены влиянию цвета. Цвета – это одно из самых первых вещей, которые мы учимся называть и идентифицировать. Но знаете ли вы, что цвета не только выделяют или делают вещи красивыми? Они могут так же вызывать у нас чувство голода или головокружения, повышать утомляемость или наоборот ускорять процесс восстановления сил. Цветовая палитра нашей одежды помогает нам в межличностных контактах, цветовая обстановка в квартире влияет на наши настроение и самочувствие, может вызывать бессонницу, способствовать или препятствовать семейным беседам. Упакованный в цветные коробки товар, сообщает нашему подсознанию, что внутри находится дорогая, хрупкая или полезная вещь.
Ниже я предлагаю несколько самых интересных на мой взгляд фактов о психологии цвета.
Цвета могут сыграть злую шутку с вашим разумом. Хотя считается, что сделать окончательный вывод о том, что цвет влияет на психику человека, довольно сложно, было проведено множество исследований – некоторые официальные, некоторые не столь официальные, но близкие к этому. Одни из таких исследований относятся к 1930-м годам, когда невролог Курт Гольдштейн начал экспериментировать с такими вещами, как цвет и внешний вид. Например, Гольдштейн обнаружил, что люди предполагают, что красные объекты автоматически тяжелее, а зеленые – легче.
Хотите казаться сильным? Носить черное. Когда дело доходит до логотипов, черный цвет вызывает ощущение силы, власти. Различные исследования показали, что та же самая психология применима и к людям. Например, исследователи просмотрели более 52000 профессиональных хоккейных матчей и обнаружили, что команды гораздо чаще наказывались за агрессию судьями, когда они были в черных майках. Неудивительно, что адвокаты почти всегда носят черное, судьи — черные мантии, а Коко Шанель изобрела «маленькое черное платье» для влиятельных женщин.
Разные цвета вызывают разные эмоции. Подумайте о том, что вы начинаете ощущать, что чувствовать и как себя вести, когда вы видите большие красные буквы например в безошибочно узнаваемом логотипе McDonald's. Или классическом шрифте красного цвета Coca-Cola? Многие компании используют красный цвет, чтобы привлечь клиентов. Многочисленные эксперименты показали, что красный цвет вызывает чувство срочности, острой необходимости. Это эмоциональный цвет и наш бессознательный отклик на него используется в коммерческих целях.
Точно так же синий цвет вызывает чувство спокойствия и доверия. Вот почему так много финансовых компаний таких как Visa или PayPal, технологических компаний IBM, Facebook, Twitter и т. д., используют синий цвет в своих логотипах и рекламе. Другие цвета, которые часто используются для получения эмоционального отклика включают зеленый – природа и рост, оранжевый – уверенность и энтузиазм, черный цвет, как я уже писал выше – сила, строгость и элегантность, белый – непорочность и совершенство, фиолетовый – богатство и власть, желтый – интеллект и энергия.
Оказывается, вы с большей вероятностью забудете что-то, что видели в черно-белом цвете, нежели в цветном. Психологи обнаружили ряд связей между цветом и памятью. Оказывается, людям труднее запоминать факты, представленные черным по – белому, чем факты, представленные в цвете. Например, конспекты лекций, написанные цветной ручкой, более запоминаемы, чем записи, написанные черной пастой. Именно по – этому мы выделяем важные места в конспектах цветными маркерами. А сцену из черно – белого фильма запомнить труднее, чем сцену из цветного фильма. Причина этого, по-видимому, в том, что цвет, в который черный и белый технически не включены, сильнее влияет на чувства, необходимые для формирования воспоминаний.
Исследователями был описан случай с кофейней со светло-голубыми стенами. Хозяин заведения так устал от постоянных жалоб клиентов на холод, что покрасил стены в оранжевый цвет. Температура осталась прежней, но жалобы полностью прекратились. Исследование, проведенное казино, показало, что, когда столешницы красные, а не синие, люди более склонны играть дольше. Между тем, в городе Глазго в Шотландии услышали об исследовании, которое показало, что синий цвет вызывает доверие. Когда в 2000 году город изменил все свои уличные фонари на синее, они обнаружили, что уровень преступности в них снизился.
Некоторых цветов можно бояться. Конечно, у всех есть цвета, которые им не нравятся, но разве можно бояться определенного цвета? Видимо да. Хромофобия, или хроматофобия, относится к иррациональному страху или отвращению к определенным цветам. В большинстве случаев хромофобия возникает из – за условной реакции или прошлого негативного опыта, но, к счастью, это крайне редкий диагноз.
Цвет трудно изучать, потому что цвет во многом зависит от восприятия. Даже люди, которым нравится цвет «мокко», могут ненавидеть «коричневый». В одном исследовании людям были показаны две карточки одного цвета, но с разными названиями – «мокко» и «коричневый». И что бы вы думали? Подавляющее большинство людей заявили, что предпочитают карту «мокко» «коричневой» карте. Это примерно, как если бы вы подумали о том, что синий, когда – то был цветовым символом для девочек, а розовый использовался для мальчиков. Сама это мысль, вероятно, покажется вам странной, потому что мы живем в мире, в котором верно обратное восприятие. Нас с детства учили, что розовый цвет — для новорожденных девочек, а голубой — для мальчиков, что белое платье невесты свидетельствует о ее чистоте и невинности, что красный цвет на уличном переходе приказывает остановиться. И это как раз тот случай значения нашего восприятия и его связи с названиями, к изучению которого ученые возвращаются снова и снова.
Есть причина, по которой вы никогда не видите желтого цвета в самолетах. Если вы внимательно всмотритесь в желтый лист, расположенный перед вами, вы очень скоро почувствуете головокружение, иногда тошноту. Ряд исследований показал, что именно так на нашу физиологию действует желтый. По этой причине его используют экономно, дозировано или в рекламных целях, исходя из стратегических задач. И почти никогда не используют в интерьере различных видов транспорта, в первую очередь самолетов и кораблей.
Мужчины и женщины по – разному видят красный цвет. Исследователи из Университета штата Аризона сделали революционное открытие: способность видеть красный цвет во всей его красе часто зависит от пола. На самом деле существует ген, который позволяет людям видеть и интерпретировать красный цвет и связанные с ним оттенки. И этот ген связан с x-хромосомой. Поскольку женщины имеют две x-хромосомы от природы, они вооружены лучшей способностью видеть весь красный спектр, тогда как мужчины с их единственной x-хромосомой не обязательно способны замечать большую разницу между незначительными оттенками красного.
От 62 до 90 % первого впечатления – это цвет. Когда люди встречаются впервые, подавляющее большинство их первых впечатлений складывается из распознавания цвета. Исследования показывают, что те, кто постоянно носит нейтральные цвета или черный, производят меньше положительных впечатлений. А вот те, кто носит более яркие цвета, с большей вероятностью установят дружеские отношения. В частности, красные оттенки для женщин или синие оттенки для мужчин на первом свидании могут вызвать более сильные чувства и предопределить второе свидание, в то время как те, кто одевает черное на собеседование, с большей вероятностью будет принят на работу.
Синий — любимый цвет в мире. Несмотря на множество различий культур и людей во всем мире, есть по крайней мере одна общая черта, любовь к синему цвету. Исследования, проведенные по всему миру, показывают, что 40 % людей считают синий своим любимым цветом. Второе место занимает фиолетовый, хотя он получил только 14 %, а последнее место занимает черный.
Мы испытываем сильную реакцию на цвета. Что обусловлено и нашей физиологией, и состоянием нервной системы. Не последнюю роль играет наш жизненный опыт и окружающая нас среда. Ученые утверждают, что наше зрение реагирует на цвета как на излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе. Например, горячие цвета — красный, оранжевый и желтый, имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно – наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают частоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета – зеленые и голубые являются коротковолновыми, и поэтому легко нами воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.
Поскольку цвет подсознательно влияет на повседневное поведение людей, есть смысл уделить этому немного своего времени и разобраться, как и почему у нас возникают те или иные реакции на цвета. Существует множество работ с детальным описанием каждого цвета и подробное объяснение наших физических реакций и типичных психологических ассоциаций на каждый из них. Это обязательно пригодится вам и позволит наилучшим образом использовать полученную информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях.
Текст прошел проверку на уникальность, зафиксированная уникальность 100%. Ссылка на проверку https://text.ru/antiplagiat/60a11af8a27c4