Найти тему
1520. Все о путешествиях

Почему в поезде должно быть холодно и дуть со всех окон и чем опасна духота. Мнение доктора Комаровского

Вагоны поездов дальнего следования, где не открываются окна и нет принудительной вентиляции – на мой взгляд, самая большая проблема современных железных дорог.

Я пишу об этом постоянно, но в этот раз решил заручиться поддержкой врачей. И вдруг об этом же заговорил еще и доктор Комаровский. Отвечаю в этом тексте на главные вопросы об опасности отсутствия вентиляции в вагоне и о том, как измерить духоту.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Что такое вентиляция и как она должна работать?

Свежий воздух с улицы может поступать в вагон через открытое окно или через систему вентиляции, если она хорошо работает. Система должна забирать воздух с улицы, очищать его, нагревать или остужать до комфортной температуры и подавать в вагон.

Зачем вентиляция должна работать все время?

Люди дышат воздухом, и если он не обновляется, то очень быстро в нем падает концентрация кислорода и возрастает концентрация углекислого газа (двуокись углерода). Становится душно. Причем неважно – дышат 54 человека в большом плацкартном вагоне или четверо в закрытом маленьком купе. Кроме того, если в вагон не добавлять чистого свежего воздуха, то возрастает риск передачи вирусов от человека к человеку.

В чем опасность духоты?

Последние исследования показывают, что основной способ передачи кopoнaвируса от человека к человеку – аэрозольный. Это значит, что если переносчик чихнет в одном конце плацкартного вагона, частицы вируса могут долететь до середины или даже до другого конца вагона, заражая всех подряд. Хорошо работающая приточная вентиляция сильно уменьшит концентрацию частиц в воздухе. Почитать об этом можно в британском журнале Lancet, который считается одним из самых авторитетных медицинских изданий (англ.) в мире.

Кроме того, вдыхаемый воздух, в котором углекислого газа больше нормы, а кислорода меньше, приводит к физиологическим изменениям в организме. У человека учащаются пульс и дыхание, при более низких показателях появляются опасные симптомы: повышение температуры и головные боли. Ухудшается качество сна. Легче подхватить любой другой вирус (не только корона-).

Я попросил нескольких врачей обосновать мне опасность нахождения в закрытом купе без «приточки». Все они прислали мне в ответ формулы, из которых следует, что если четыре человека за закрытой дверью купе дышат в состоянии покоя, то уже через 25-30 минут показатели концентрации диоксида углерода начинают превышать допустимые, и, как следствие, могут появиться описанные выше симптомы.

Почему в вагонах проблема с вентиляцией?

Есть две причины. Первая – техническая. Не осознавая важность проблемы, производитель долгие годы делал вентиляцию кое-как, а в последнее время и вовсе стал производить вагоны с окнами, которые не открываются. Причем как в одноэтажных, так и в двухэтажных вагонах.

Пример вагона с окнами в коридоре купе, которые не открываются
Пример вагона с окнами в коридоре купе, которые не открываются

Вторая причина – ментальная. ФПК долгие годы «натаскивала» проводников на контроль за уровнем температуры воздуха. Теперь проводник как «Отче Наш» знает, сколько градусов должно быть в вагоне. А про концентрацию кислорода ему не объясняли. Поэтому если в вагоне не жарко, но душно, то проводник не понимает, что делать. Если он включит вентиляцию, то обычно это означает, что температура воздуха может упасть еще сильнее, т.к. производитель сделал систему кое-как.

Есть ли хорошие примеры вагонов с нормальной вентиляцией?

Как ни печально, но почти все хорошие примеры в основном касаются зарубежных поездов. Все в порядке с «приточкой» и температурой в поездах «Сапсан» и «Ласточка» производства немецкой компании Siemens. Те «Ласточки», которые делают в России, тоже отлично справляются с вентиляцией.

Все хорошо и в вагонах испанского поезда «Стриж». Там пассажир может в своем купе даже регулировать температуру воздуха, но не может отключить «приточку» совсем.

Вентиляционные отверстия возле окна вагона габарита риц
Вентиляционные отверстия возле окна вагона габарита риц

Принудительно работает вентиляция и в современных вагонах риц, произведенных совместно компанией Siemens и Тверским вагоностроительным заводом. Там пассажир тоже может регулировать температуру, но подача воздуха не останавливается.

К сожалению, во всех остальных вагонах дальнего следования включение и выключение вентиляции остается на совести проводника. В некоторых российских вагонах попытались сделать покупейную регулировку, но на свой манер. В итоге все свелось к установке системы, которая открывает и закрывает задвижку вентиляции, но саму вентиляцию централизованно все равно включает проводник.

Более того, в большинстве вагонов (риц и двухэтажки – исключение) воздух подается с потолка. Таким образом, нижние и верхние пассажиры подвержены «кислородному голоданию» в разной степени.

А что говорит на эту тему закон?

Удивительно, но закон полностью на стороне здоровья, здравого смысла и пассажира, который хочет дышать свежим воздухом. Документ, который нам нужен, называется «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003». В нем описывается не только сколько свежего воздуха должно поступать в вагон, но и его параметры, вплоть до температуры и запыленности. Вот он на сайте РЖД.

В нем, например, говорится (п.5.1.34), что система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу. В реальности такого нет и близко. Проводники отключают вентиляцию, потому что «кому-то холодно», «дует», «сейчас зима», «уже не жарко», «поезд остановился», «поезд едет слишком медленно» и т.д.

В документе есть норма, что летом должен быть обеспечен приток наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.

Кроме того, прописано, как именно подаваемый в вагон воздух должен очищаться с помощью фильтра. Приведен коэффициент допустимой запыленности.

А что с кондиционером?

В идеале система должна работать так. Часть воздуха забирается из вагона, проходит фильтры, очистку, обеззараживания, смешивается со свежим воздухом с улицы и подается снова в вагон. Зимой уличный воздух нагревается, летом остужается с помощью кондиционера. При этом приток идет постоянно. Если на улице температура ниже +20 градусов, то в вагоне должно быть 20 – 24 градуса. Если выше +20, то в интервале от + 22 до + 26 градусов. Это тоже норма!

Пример явного нарушения температурного режима в вагоне
Пример явного нарушения температурного режима в вагоне

Что делать с пассажирами, которым всегда холодно?

На мой взгляд, ФПК изначально проводит неправильную политику, наказывая проводников за нарушение температурного режима, но ничего не говоря про параметры качества воздуха. В результате проводник, боясь жалоб от пассажиров, лучше устроит всем кислородное голодание (концентрацию углекислого газа в воздухе проверить сложнее температуры), чем обеспечит свежий прохладный воздух.

Большинство пассажиров считают, что если им холодно, то проводник плохой. Меж тем, в европейских поездах, например, реально холодно. Там может быть +16 или +18. Люди это знают и одеваются в дорогу.

У нас, в основном, спят голые под простыней и очень недовольны, если нужно одеться или взять одеяло. Если ФПК хочет быть компанией, обеспечивающей здоровые условия для перевозки пассажиров, в ее вагонах должно быть свежо, а пассажирам придется смириться с этим, надевать теплую одежду и укрываться на ночь одеялом: сон будет только крепче.

Закрытые окна – большая глупость?

В последние годы Тверской вагоностроительный завод, а также заводы, которые производят капитальный ремонт вагонов, наделали тысячи вагонов (и продолжают их делать), где не только плохая система вентиляции, но и не открываются окна. Таким образом, пассажиры не могут проветрить сами и полностью становятся заложниками проводников и качества технического обслуживания вагона (например, никто не знает, как часто в системах вентиляции меняются фильтры).

Новый вагон ТВЗ
Новый вагон ТВЗ

Нередко бывает и такая ситуация, когда окно потенциально может открываться, но в реальности проводник закрывает его на замок.

Как измерить качество воздуха?

Согласно упомянутому выше постановлению главного государственного санитарного врача РФ, концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%. Есть специальные приборы, которые называются детекторами углекислого газа и которые показывают значение этого параметра в ppm. Если перевести загадочные «об.%» в не менее таинственные ppm, то получится, что санитарный врач предписывает содержание двуокиси углерода в купе не больше 1000 ppm.

На мой взгляд, эти значения несколько завышены, но с учетом транспортной специфики, наверное, допустимы.

Конечно, если вы сидите дома, то идеально, чтобы прибор показывал вам 350-500 ppm. Если значения превышают показания в 700-800 ppm в домашних условиях, это повод проветрить.

Я купил детектор углекислого газа на AliExpress за 2000 рублей. Я его даже брал пару раз в поезд, но поскольку в последнее время я ездил только на хороших поездах (для меня показатели воздуха очень важны и я выбираю поезда, в которых с наибольшей долей вероятности все будет хорошо), он всегда показывал мне значения в пределах нормы.

За содержание углекислого газа в воздухе отвечает показатель CO2. Показатели TVOC и HCHO тоже описывают качество воздуха, но они нас не интересуют. В правом нижнем углу экрана прибора – влажность воздуха. При норме в 40% и выше, в поездах она обычно крайне низкая из-за использования кондиционеров и батарей, которые осушают воздух. В левом нижнем углу – температура.

Результаты замеров в СВ поезда «Стриж». В купе два человека. Производитель: Talgo (Испания), перевозчик: ФПК
Результаты замеров в СВ поезда «Стриж». В купе два человека. Производитель: Talgo (Испания), перевозчик: ФПК
Результаты замеров в купейном вагоне двухвагонных сцепов. В купе два человека. Поезд №1 «Россия». Производство: ТВЗ, перевозчик ФПК
Результаты замеров в купейном вагоне двухвагонных сцепов. В купе два человека. Поезд №1 «Россия». Производство: ТВЗ, перевозчик ФПК
Результаты замеров в купейном вагоне двухвагонных сцепов после стоянки поезда с отключенной вентиляцией. В купе два человека. Поезд №1 «Россия». Производство: ТВЗ, перевозчик ФПК
Результаты замеров в купейном вагоне двухвагонных сцепов после стоянки поезда с отключенной вентиляцией. В купе два человека. Поезд №1 «Россия». Производство: ТВЗ, перевозчик ФПК
Результаты замеров в вагоне СВ. В купе один человек. Поезд №19/20 «Мегаполис». Производство: ТВЗ, перевозчик «Тверской экспресс»
Результаты замеров в вагоне СВ. В купе один человек. Поезд №19/20 «Мегаполис». Производство: ТВЗ, перевозчик «Тверской экспресс»

В ближайшее время я попробую провести замеры в разных вагонах разных поездов.

При чем тут доктор Комаровский?

Доктор Евгений Олегович Комаровский – один из самых известных публичных врачей-педиатров на «территории» русскоязычного интернета. Недавно он записал видео, в котором рассказывал о важности проветривания в свете борьбы с новыми вирусами. Комаровский живет в Харькове и история у него украинская, но сути это не меняет. У ФПК проблемы те же, что и у УЗ.

Доктор Комаровский. Скриншот Youtube
Доктор Комаровский. Скриншот Youtube

«Я буквально сегодня разговаривал с человеком, который приехал на поезде из Харькова во Львов. В этом поезде нельзя открыть окно в купе. А вентиляционная система, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И ситуации, когда в городском транспорте невозможно открыть окно, встречаются сплошь и рядом. Есть люди, которые орут, что окно нельзя открывать, ну сделайте что-нибудь, чтобы его не было. Разбейте его! Без контроля параметров воздуха мы из этой ситуации с вирусом не выберемся», – говорит Комаровский.

Конечно, призыв бить окна – скорее, эмоциональный, и мы его не поддерживаем. Куда важнее суть.

«Ребята, давайте откроем окна! Давайте бороться со всеми этими клушами и психопатами, для которых открытая форточка в городском транспорте – это чуть ли ни самая страшная беда. Давайте сделаем, чтобы они были в меньшинстве. Скажите вашим детям, чтобы в классе всегда были открыты форточки. Если на кого-то плохо действует сквозняк, пусть учится жить в сквозняке! Нам всем надо научиться жить в сквозняках», – подытожил врач.