Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Столица "баташевского княжества" - Гусь-Железный, часть 1

"На самой границе Владимирской и Рязанской губерний, частью в Меленковском и частью в Касимовском уезде, в 20-ти верстах от гор. Касимова расположен "Гусевский завод", получивший название от реки Гусь. Народная молва далеко разнесла славу об этом заводе, так что легенды о нем появились даже на Западе, например, статья Вогюэ в "Figaro". В русской прессе появились лишь небольшие беглые заметки, благодаря чему читающая публика вряд ли знакома с историей Гусевского завода и с интересной личностью его основателя - Андрея Родионовича Баташева" . Цитата, приведенная выше - взята из источника 1909 г. Прошло более 100 лет, однако, и сегодня личность Андрея Родионовича Баташева (который в свое время "мог без особых затруднений смещать губернаторов и архиереев своих губерний (а кто помельче - с теми общался как с лакеями), чей "образ правления считался безотчетным и необыкновенным"), а также и его усадьба с промышленным комплексом (вокруг которых существует множество легенд) вызывают неподд

"На самой границе Владимирской и Рязанской губерний, частью в Меленковском и частью в Касимовском уезде, в 20-ти верстах от гор. Касимова расположен "Гусевский завод", получивший название от реки Гусь. Народная молва далеко разнесла славу об этом заводе, так что легенды о нем появились даже на Западе, например, статья Вогюэ в "Figaro". В русской прессе появились лишь небольшие беглые заметки, благодаря чему читающая публика вряд ли знакома с историей Гусевского завода и с интересной личностью его основателя - Андрея Родионовича Баташева" .

Цитата, приведенная выше - взята из источника 1909 г. Прошло более 100 лет, однако, и сегодня личность Андрея Родионовича Баташева (который в свое время

"мог без особых затруднений смещать губернаторов и архиереев своих губерний (а кто помельче - с теми общался как с лакеями), чей "образ правления считался безотчетным и необыкновенным"),

а также и его усадьба с промышленным комплексом (вокруг которых существует множество легенд) вызывают неподдельный интерес многих любителей истории и путешествий. Мы оказались в их числе, и по сему направляемся в столицу "баташевского княжества" - Гусь-Железный (в настоящее время поселок городского типа с населением около 2 тыс. жителей, расположенный в 140 км от Рязани).

Вид на усадьбу Баташева с  западной стороны
Вид на усадьбу Баташева с западной стороны

Прежде, чем мы окажемся в баташевских владениях - короткий экскурс в историю знаменитой семьи крупных заводчиков и землевладельцев XVIII - XIX вв.

Итак, родоначальником "железнозаводской" династии является Иван Тимофеевич Баташев, который на протяжении многих лет был управляющим на тульском заводе известного промышленника Акинфия Демидова. Набравшись опыта и заработав приличную сумму денег (а также, благодаря покровительству своего бывшего хозяина) в начале 18 века И.Т. Баташев приступает к строительству собственных заводов: в 1700 г. в Липецке, в 1716 г. - в окрестностях Тулы (Тулецкий завод), в 1728 г. - Медынский.

Далее дело продолжил его сын - Родион Иванович, к которому после смерти отца в 1734 г. и старшего брата в 1740 г. перешли все семейные "активы". Родиону Ивановичу на определенной стадии ведения бизнеса удалось даже приумножить состояние - в 1750 г. он возводит Изверский молотовый завод. Все было бы ничего, но в 1754 г. выходит сенатский указ, согласно которому все стекольные, металлургические и винокуренные заводы в радиусе 200 верст от Москвы должны быть остановлены и разобраны. В одночасье Баташев потерял фактически все свое основное производство: все его металлургические предприятия оказались под запретом. Правда, на некоторое время их "гибель" удалость оттянуть: были внесены поправки в вышеприведенный указ, согласно которым "некоторым" заводам можно было продолжить работу для обеспечения бесперебойного снабжения сырьем тульских государственных (казенных) оружейных заводов. Баташевские заводы сначала оказались в этом "привилегированном" списке. Однако, "благодаря" личной просьбе графа А.И. Шувалова Изверский и Медынский заводы (из-за того, что они находились вблизи предприятий высокопоставленного чиновника) было предписано уничтожить (как говорится - ничего личного: бизнес есть бизнес), что и было сделано в 1756 г. Что же касается Тулецкого завода, то его оставили " в покое", без права "нового размножения и восстановления". Баташеву же было рекомендовано отправиться на Урал и там уже развивать металлургическую промышленность.

Однако, такая перспектива Баташева не устроила и он, арендовав земли в Касимовском уезде на р. Унжа у князя Долгорукого, стал добиваться разрешения на строительство в этих местах нового "железного" завода, который должен был работать на местном сырье. Также Баташеву приглянулись и "дикие" места на реки Гусь.

Свои грандиозные планы Родион Иванович не успел воплотить в жизнь (сильные потрясения не прошли бесследно), но начатое им дело успешно продолжили его сыновья - Андрей и Иван. Сначала они работали сообща и им удалось очень многого добиться в плане освоения так называемого "Приокского горно-промышленного района", но где-то в 80-х годах XVIII в. их пути разошлись - они поделили все нажитое непосильным трудом и каждый стал заниматься своим делом. Среди прочих предприятий Андрею Родионовичу Баташеву отошел и "Гусевский завод", что было справедливым решением, т.к. именно это предприятие старший из Баташевых начинал лично строить с нуля (в конце 50-х годов XVIII в.) - "поднимая целину" в мещерских лесах на реке Гусь.

Андрей Родионович Баташев

Андрей Родионович Баташев
Андрей Родионович Баташев

достаточно быстро понял всю выгоду расположения своего нового предприятия: окружающие дремучие леса были источником готового топлива,

-3

залежи железной руды - под "боком",

-4

да и судоходная Ока (по которой в то время проходил основной торговый путь) находится всего лишь в 6-ти км.

Однако, на практике было не все так легко и просто. Самой главной проблемой было наличие большого количества разбойничьих шаек в мещерских лесах, которые в страхе держали всю округу. Баташев проблему с разбойниками решил достаточно просто и оригинально: он фактически стал их предводителем. Будучи в хороших отношениях с влиятельным при дворе князем Потемкиным (говорят, что он никогда при этом с ним лично не встречался, а только переписывался и периодически передавал через своих людей определенные презенты в определенных размерах) Андрей Баташев добился разрешения на создание при заводе отряда телохранителей - "уланов", основу которых как раз и составили местные разбойники. Баташев предложил им такие условия, от которых они не смогли отказаться (солидное вознаграждение, "уважение", определенная власть над рабочими и т.п.). За своего "атамана" они готовы были отправиться и в огонь, и в воду. При этом все их действия отличались жестокостью и беспощадностью по отношению к своим "жертвам", в роли которых выступали как рабочие баташевских заводов, так и неугодные чиновники или соседи.

Параллельно с "ликвидацией" разбойничьих гнезд Андрей Родионович Баташов серьезно занимается своей усадьбой, устраивая из нее фактически неприступную для того времени крепость. К сожалению, планы усадьбы и завода первых лет их существования найти не удалось, однако, даже из плана первой половины XIX века(представлен ниже) видно, что въезд (вход) на территорию усадьбы осуществлялся через узкую и протяженную (около 700 метров) плотину, которая хорошо охранялась.

План "Гусевского завода" (середина XIX века)
План "Гусевского завода" (середина XIX века)

С "опасных" направлений (север, восток, юг) усадьба была обнесена крепостной стеной, остатки которой сегодня являются памятником архитектуры федерального значения,

Усадьба Баташева
Усадьба Баташева

Под стенами был вырыт ров, который планировалось заполнить водой.

Сегодня Гусь-Железный пересекает трасса 61К-001 (Егорьевское шоссе), а прежняя "главная дорога" превратилась в ул. Центральную (проезд по плотине запрещен).

Фотография с ЯндексКарты
Фотография с ЯндексКарты

Перед плотиной в далекие времена располагались некоторые производственные строения и часть "жилого сектора". В настоящее время это один из густо населенных "микрорайонов" Гусь-Железного.

Гусь-Железный
Гусь-Железный

Вернемся к плотине, поскольку она, являясь грандиозным сооружением той эпохи, заслуживает определенного внимания. Как уже упоминалось выше - протяженность плотины около 700 метров и она своим одним концом упиралась в главные ворота усадьбы Баташева. О прочности данного сооружения ходят легенды, и по одной из них в некоторых частях она залита свинцом.

Плотина
Плотина

В центре плотины был построен каменный мост

Мост через р. Гусь
Мост через р. Гусь

с шлюзами, которые, как утверждают дореволюционные путешественники, изначально были "железными, причем цепи, на которых они укреплялись, держали каменные изваяния львов". Со временем шлюзы стали деревянными, ну а в дальнейшем их и вовсе демонтировали

Мост через р. Гусь
Мост через р. Гусь

в связи с отсутствием необходимости регулировать поток и уровень воды в данном месте.

Река Гусь
Река Гусь

Сразу же за мостом раньше следовала большая каменная арка - своеобразная застава, через которую можно было попасть в столицу "баташевского княжества".

Плотина
Плотина

За аркой уже следовали производственные объекты, от которых сегодня сохранились лишь руины,

Плотина и руины производственных помещений
Плотина и руины производственных помещений

Руины производственных помещений
Руины производственных помещений

расположенные в живописном месте на берегу реки Гусь.

-16

"Общая молва гласит, что в плотине устроены ходы и подвалы; говорят, в одном из таких подвалов заделаны деньги. Утверждают также, то и под водою пруда, раскинувшегося с правой, от главных ворот, стороны плотины, имеются ходы, причем есть легенда, что весь этот 9-ти верстный пруд вырыт".

Плотина
Плотина

Плотина позади, денег мы так и не нашли, зато наконец-то вышли непосредственно к усадьбе Андрея Родионовича Баташева, с которой связано большое количество различных легенд, как впрочем и с самим хозяином,

Вид на главный усадебный дом и плотину
Вид на главный усадебный дом и плотину

о которых мы расскажем в нашей следующей публикации. (см. часть 2) Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новый материал на данную тему.

Источники информации:

1. Рязанская энциклопедия, 2002 г., т.1

2. И.П. Белоконский. (Из записок земского статистика), 1909 г.

3. А.Б. Чижков, Е.А. Графова. Рязанские усадьбы, 2013 г.