"На самой границе Владимирской и Рязанской губерний, частью в Меленковском и частью в Касимовском уезде, в 20-ти верстах от гор. Касимова расположен "Гусевский завод", получивший название от реки Гусь. Народная молва далеко разнесла славу об этом заводе, так что легенды о нем появились даже на Западе, например, статья Вогюэ в "Figaro". В русской прессе появились лишь небольшие беглые заметки, благодаря чему читающая публика вряд ли знакома с историей Гусевского завода и с интересной личностью его основателя - Андрея Родионовича Баташева" .
Цитата, приведенная выше - взята из источника 1909 г. Прошло более 100 лет, однако, и сегодня личность Андрея Родионовича Баташева (который в свое время
"мог без особых затруднений смещать губернаторов и архиереев своих губерний (а кто помельче - с теми общался как с лакеями), чей "образ правления считался безотчетным и необыкновенным"),
а также и его усадьба с промышленным комплексом (вокруг которых существует множество легенд) вызывают неподдельный интерес многих любителей истории и путешествий. Мы оказались в их числе, и по сему направляемся в столицу "баташевского княжества" - Гусь-Железный (в настоящее время поселок городского типа с населением около 2 тыс. жителей, расположенный в 140 км от Рязани).
Прежде, чем мы окажемся в баташевских владениях - короткий экскурс в историю знаменитой семьи крупных заводчиков и землевладельцев XVIII - XIX вв.
Итак, родоначальником "железнозаводской" династии является Иван Тимофеевич Баташев, который на протяжении многих лет был управляющим на тульском заводе известного промышленника Акинфия Демидова. Набравшись опыта и заработав приличную сумму денег (а также, благодаря покровительству своего бывшего хозяина) в начале 18 века И.Т. Баташев приступает к строительству собственных заводов: в 1700 г. в Липецке, в 1716 г. - в окрестностях Тулы (Тулецкий завод), в 1728 г. - Медынский.
Далее дело продолжил его сын - Родион Иванович, к которому после смерти отца в 1734 г. и старшего брата в 1740 г. перешли все семейные "активы". Родиону Ивановичу на определенной стадии ведения бизнеса удалось даже приумножить состояние - в 1750 г. он возводит Изверский молотовый завод. Все было бы ничего, но в 1754 г. выходит сенатский указ, согласно которому все стекольные, металлургические и винокуренные заводы в радиусе 200 верст от Москвы должны быть остановлены и разобраны. В одночасье Баташев потерял фактически все свое основное производство: все его металлургические предприятия оказались под запретом. Правда, на некоторое время их "гибель" удалость оттянуть: были внесены поправки в вышеприведенный указ, согласно которым "некоторым" заводам можно было продолжить работу для обеспечения бесперебойного снабжения сырьем тульских государственных (казенных) оружейных заводов. Баташевские заводы сначала оказались в этом "привилегированном" списке. Однако, "благодаря" личной просьбе графа А.И. Шувалова Изверский и Медынский заводы (из-за того, что они находились вблизи предприятий высокопоставленного чиновника) было предписано уничтожить (как говорится - ничего личного: бизнес есть бизнес), что и было сделано в 1756 г. Что же касается Тулецкого завода, то его оставили " в покое", без права "нового размножения и восстановления". Баташеву же было рекомендовано отправиться на Урал и там уже развивать металлургическую промышленность.
Однако, такая перспектива Баташева не устроила и он, арендовав земли в Касимовском уезде на р. Унжа у князя Долгорукого, стал добиваться разрешения на строительство в этих местах нового "железного" завода, который должен был работать на местном сырье. Также Баташеву приглянулись и "дикие" места на реки Гусь.
Свои грандиозные планы Родион Иванович не успел воплотить в жизнь (сильные потрясения не прошли бесследно), но начатое им дело успешно продолжили его сыновья - Андрей и Иван. Сначала они работали сообща и им удалось очень многого добиться в плане освоения так называемого "Приокского горно-промышленного района", но где-то в 80-х годах XVIII в. их пути разошлись - они поделили все нажитое непосильным трудом и каждый стал заниматься своим делом. Среди прочих предприятий Андрею Родионовичу Баташеву отошел и "Гусевский завод", что было справедливым решением, т.к. именно это предприятие старший из Баташевых начинал лично строить с нуля (в конце 50-х годов XVIII в.) - "поднимая целину" в мещерских лесах на реке Гусь.
Андрей Родионович Баташев
достаточно быстро понял всю выгоду расположения своего нового предприятия: окружающие дремучие леса были источником готового топлива,
залежи железной руды - под "боком",
да и судоходная Ока (по которой в то время проходил основной торговый путь) находится всего лишь в 6-ти км.
Однако, на практике было не все так легко и просто. Самой главной проблемой было наличие большого количества разбойничьих шаек в мещерских лесах, которые в страхе держали всю округу. Баташев проблему с разбойниками решил достаточно просто и оригинально: он фактически стал их предводителем. Будучи в хороших отношениях с влиятельным при дворе князем Потемкиным (говорят, что он никогда при этом с ним лично не встречался, а только переписывался и периодически передавал через своих людей определенные презенты в определенных размерах) Андрей Баташев добился разрешения на создание при заводе отряда телохранителей - "уланов", основу которых как раз и составили местные разбойники. Баташев предложил им такие условия, от которых они не смогли отказаться (солидное вознаграждение, "уважение", определенная власть над рабочими и т.п.). За своего "атамана" они готовы были отправиться и в огонь, и в воду. При этом все их действия отличались жестокостью и беспощадностью по отношению к своим "жертвам", в роли которых выступали как рабочие баташевских заводов, так и неугодные чиновники или соседи.
Параллельно с "ликвидацией" разбойничьих гнезд Андрей Родионович Баташов серьезно занимается своей усадьбой, устраивая из нее фактически неприступную для того времени крепость. К сожалению, планы усадьбы и завода первых лет их существования найти не удалось, однако, даже из плана первой половины XIX века(представлен ниже) видно, что въезд (вход) на территорию усадьбы осуществлялся через узкую и протяженную (около 700 метров) плотину, которая хорошо охранялась.
С "опасных" направлений (север, восток, юг) усадьба была обнесена крепостной стеной, остатки которой сегодня являются памятником архитектуры федерального значения,
Под стенами был вырыт ров, который планировалось заполнить водой.
Сегодня Гусь-Железный пересекает трасса 61К-001 (Егорьевское шоссе), а прежняя "главная дорога" превратилась в ул. Центральную (проезд по плотине запрещен).
Перед плотиной в далекие времена располагались некоторые производственные строения и часть "жилого сектора". В настоящее время это один из густо населенных "микрорайонов" Гусь-Железного.
Вернемся к плотине, поскольку она, являясь грандиозным сооружением той эпохи, заслуживает определенного внимания. Как уже упоминалось выше - протяженность плотины около 700 метров и она своим одним концом упиралась в главные ворота усадьбы Баташева. О прочности данного сооружения ходят легенды, и по одной из них в некоторых частях она залита свинцом.
В центре плотины был построен каменный мост
с шлюзами, которые, как утверждают дореволюционные путешественники, изначально были "железными, причем цепи, на которых они укреплялись, держали каменные изваяния львов". Со временем шлюзы стали деревянными, ну а в дальнейшем их и вовсе демонтировали
в связи с отсутствием необходимости регулировать поток и уровень воды в данном месте.
Сразу же за мостом раньше следовала большая каменная арка - своеобразная застава, через которую можно было попасть в столицу "баташевского княжества".
За аркой уже следовали производственные объекты, от которых сегодня сохранились лишь руины,
расположенные в живописном месте на берегу реки Гусь.
"Общая молва гласит, что в плотине устроены ходы и подвалы; говорят, в одном из таких подвалов заделаны деньги. Утверждают также, то и под водою пруда, раскинувшегося с правой, от главных ворот, стороны плотины, имеются ходы, причем есть легенда, что весь этот 9-ти верстный пруд вырыт".
Плотина позади, денег мы так и не нашли, зато наконец-то вышли непосредственно к усадьбе Андрея Родионовича Баташева, с которой связано большое количество различных легенд, как впрочем и с самим хозяином,
о которых мы расскажем в нашей следующей публикации. (см. часть 2) Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новый материал на данную тему.
Источники информации:
1. Рязанская энциклопедия, 2002 г., т.1
2. И.П. Белоконский. (Из записок земского статистика), 1909 г.
3. А.Б. Чижков, Е.А. Графова. Рязанские усадьбы, 2013 г.