Найти тему
Киностранник

История создания «Броненосец „Потёмкин“». Как Эйзенштейн использовал 3D

«Броненосец „Потёмкин“» — фильм, известный практически каждому человеку, родившемуся и выросшему в СССР. Каждый, кто смотрел его в советские часы, помнит красное знамя, казавшееся настоящим чудом в час чёрно-белого кино.

Этот фильм имеет колоссальное значение не только для советского, но и для всемирного кинематографа.

Режиссёр фильма, Сергей Эйзенштейн, называл себя «архитектором кино». Он был из числа первых режиссёров, которые смотрели на монтаж как на полноценный выразительный язык, а не как на обыкновенную техническую практику.

Книги его авторства на тему киномонтажа переведены на множество языков и изучаются во всех киноакадемиях мира. Трудно переоценить культурный и вклад, который внёс этот советский режиссёр в искусство кинематографа.

Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr
Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr

«Броненосец „Потёмкин“» — одна из самых известных и значимых работ в фильмографии Эйзенштейна.

Первоначально этот фильм задумывался в рамках огромной киноэпопеи, которая включала в свой сценарий несколько картин. На проект был выделен очень серьёзный по тем временам бюджет. Однако, из-за слишком коротких сроков, фильм был сокращён до одного эпизода, а именно восстания на «Потёмкине».

Киноленту не планировали выпускать в прокат, она предназначалась для показа на юбилейном вечере в Большом театре. И только после этого показа фильм решили выпустить массово, но не в стандартный прокат, а для показа на партсобраниях.

По сей день не известно, по какой именно причине фильм вышел в кинотеатрах страны. По легенде это произошло благодаря Маяковскому, который пришёл к Константину Шведчикову, в то время возглавлявшему советское кинопроизводство, и, стуча палкой, кричал, что «Броненосец Потёмкин» необходимо выпустить в народ.

Первоначально фильм выпустили одновременно в кинотеатрах Москвы и Ленинграда. Оценив коммерческий потенциал картины, кинотеатры развернули масштабнейшую рекламную акцию. Фасады украшали макетами броненосца, а работники кинотеатра надевали матросскую форму. Плакатами авторства великого советского художника Родченко была увешена вся Москва.

«Броненосец „Потёмкин“» оказался действительно успешным в прокате. Фильм выпустили в регионах, а позже — в кинотеатрах Европы и Азии, где он был встречен с восторгом.

Скриншот из «Броненосец „Потёмкин“». Тот самый флаг.
Скриншот из «Броненосец „Потёмкин“». Тот самый флаг.

Интересные факты:

  • Красное знамя, показанное цветным несмотря на монохромность фильма, было раскрашено вручную, краской и кисточкой поверх плёнки. Раскрашивал его сам Эйзенштейн. Таким способом делали цветные акценты в чёрно-белом кино, например, красное пальто девочки в фильме «Дневник Шиндлера».
  • Знаменитая сцена с коляской, катящейся по лестнице, не раз становилась предметом цитирования.
  • Именно после успеха «Броненосец „Потёмкин“» одесская лестница стала называться «Потёмкинской» и обрела всемирную известность.
  • Первоначально в фильме была задумана ещё одна очень интересная сцена, не воплощённая по техническим причинам. Она была революционна по своей сути и опережала время на несколько десятков лет. Содержание сцены заключалась в том, что броненосец «разрывал» полотно экрана и «выплывал» прямо в зрительный зал, разрушая границу между фильмом и зрителем.

Современному зрителю ясно, что эта сцена подразумевала собой 3D — известную всем нам технологию, получившую распространение только в конце 20-го века.

Стоит добавить, что в довоенное время 3D технология уже существовала в мире чёрно-белого кино, но была очень малопопулярна и довольно сложна в реализации.

  • У «Броненосец „Потёмкин“» было множество вариантов музыкального сопровождения. Самые знаменитые из них принадлежат советским композиторам Борису Майзелю и Дмитрию Шостаковичу.

Фильм «Броненосец „Потёмкин“» — признанный шедевр кинематографа. Он входит в обязательные списки фильмов для абитуриентов практически всех киновузов мира. Его анализируют на лекциях и практических занятиях по теории монтажа.

Данный фильм — яркий пример того, как язык монтажа может раскрывать сюжет и играть важную драматическую роль. На примере этой киноленты можно понять практически все монтажные приёмы, которые используются в современном кинематографе, и научиться понимать кино глубже, чем понимает его обыкновенный зритель.

-3

А вы смотрели этот фильм? Какие эмоции он у вас вызвал?

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.