«Пила: Спираль» – криминальный триллер с элементами детектива, являющийся спин-оффом к известной серии фильмов «Пила». После провала восьмой части основной франшизы, которая должна была её перезапустить, продюсеры пошли на более кардинальные изменения и решили сильно отойти от привычного строения «Пилы». За руль этого дела посадили Даррена Линн Боусмана, который режиссировал «Пилы» за номерами 2, 3 и 4. Продюсеры со времён первых частей тоже не поменялись, только сценаристов провальной восьмой части можно отметить, как относительных новичков во франшизе.
Сюжет рассказывает про детектива Зика Бэнкса. За много лет до основного действия фильма, Бэнкс выдаёт своего продажного напарника, после чего последний отправляется в места не столь отдалённые. Естественно, положительно сказаться на репутации «взятого по блату» (отец главного героя, Маркус, был начальником полиции) это не смогло, и после получения медали, жизнь Зика пошла под откос. Так бы он и докатился до какой-нибудь ямы, но кто-то начинает жестоко убивать полицейских, подражая известному маньяку по прозвищу «Пила»…
Начнём с хорошего, а этого немного. Наконец-то создателям хватило ума отказаться от связи с предыдущими лентами. Да, тут есть упоминания Джона Крамера (того самого «Пилы»), но даже их свели к минимуму. Я считаю, что последние части основной серии (особенно 8-ую) гробили именно связь с Крамером, которую авторы отчаянно натягивали на глобус, раз за разом всё абсурднее. На этом хорошие моменты сценария заканчиваются. История беспросветно тупа (конкретнее о тупостях будет в блоке со спойлерами). Вычислить кто убийца не составляет никакого труда, если вы смотрели предыдущие части, а с учётом того, что одному из двух подозреваемых в трейлер дали красноречивое алиби, выглядит всё это ещё смешнее.
Персонажи получились странными. Главный герой, Зик Бэнкс, помимо странного имени выделяется разве что постоянными истериками по поводу и без. Выглядит всё это комично, особенно запоминаются в этом плане убогие эпизоды с потерей сопартийцев главного героя. Второй по хронометражу герой – молодой напарник Бэнкса. Этот персонаж настолько скучный, что его имя даже не всплывает в голове. Шифт, Шафт, как-то так его звали… В общем, персонаж действительно «отличный» и нужный для истории. Наверняка многие, кто интересовались фильмом спросят: «А что же Самюэль Л. Джексон?». А ничего, друзья мои. Джексон забежал сюда минут на 10-15 максимум, лениво отыграл скучные сценки, которые его персонажу выдали сценаристы и всё. Причём самое грустное, что может Джексон подписался с расчётом на долгоиграющую роль в будущих продолжениях франшизы, но концовка эту нитку логики обрезает, так что участие его здесь можно объяснить лишь большим гонораром и сильным желанием сняться в каком-нибудь фильме. Остальные персонажи просто карикатурные плохиши и не заслуживают даже отдельного предложения о своих персонах.
С постановкой всё тоже не ок. Оператор то и дело любит идти за героями по пятам, при этом неистово тряся камерой и заваливая горизонт. А уж как тут обыграны культовые «тряски» при беглом показе человека в ловушке надо видеть собственными глазами (а лучше не надо). Также схалтурил режиссёр – не сказать, что Боусман какой-то гений, но «Пилы» за его авторством были крепко сняты, чего здесь незаметно. Режиссура слабая и вялая. Вгоняет в скуку не хуже, чем «отличные» здешние сюжетные повороты (извините за слово повороты). Всё, что можно похвалить в технической части, так это клёвый саундтрек от 21 Savage, но его можно и отдельно послушать.
В итоге, вышел скомканный, скучный, тупой и попросту ненужный ребут и без того скатившийся франшизы. Ещё одно доказательство, что, если делаешь новую часть после провальной предыдущей, отказывайся от сценаристов прошлого фильма (привет франшизе «Терминатор»).
3 из 10
Блок со спойлерами:
Тупостей в фильме навалом. Например, почему полицейский в начале не увидел, что идёт к манекену? И что это за чудо-пакет у главного злодея, которым он за пару секунд вырубает любого персонажа (почти все из которых действующие полицейские)? К слову, о главном злодее. Мотивация в стиле: «Они убили моего отца, я буду мстить», конечно, очень оригинальна, но как её можно было так запороть? Нам не раскрывают его отца, ровно, как и его убийцу, так какие чувства у меня должна вызывать это линия сюжета? Не говоря уже о том, что главный герой конченый дебил, который не узнал человека, которому жизнь спас. Про других злодеев ленты даже говорить как-то не хочется: по сути, это все копы, представленные в фильме. Причём нам только говорят о том, какие они плохие, не показывая их грехи. В эпоху «отмены» (Джонни Депп и Кевин Спейси передают привет) это логично для авторов, но меня, как зрителя, это не устроило. Да и сама концовка крайне идиотична. Очевидно измотанного и управляемого механизмом человека полицейские расстреливают целой толпой, не жалея магазины. Да в реально жизни ему бы в руку просто выстрелили, а тут они прям какие-то каратели. Короче, отвратный сюжет дополнили гнилой пропагандой «новых ценностей» Америки. Это для тех, кто ругал «Майора Грома…» за политическую агитированность. Там хотя бы коррупцию показывают, в отличии от этой голливудской помойки.