Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Чудо или ошибка? Как советские летчики «приводнили» пассажирский самолет

Не вышедшее вовремя шасси или другая поломка критически важных элементов самолета обычно не сулит экипажу ничего хорошего. Часто неисправности воздушного судна приводят к инцидентам или даже катастрофам. Учитывая фактор высоты и взрывоопасности самолета как такового, это грозит десятками, а то и сотнями жертв. Тем не менее, даже в самых сложных ситуациях летчики находят спасительные лазейки. Все мы знаем про «чудо на Гудзоне», когда американский пилот после отказа двигателей смог посадить пассажирский А-320 на водную гладь. И при этом никто не погиб. Экипаж вскоре нарекли национальными героями. Но это был далеко не первый подобный случай в мировой практике: советские пилоты смогли «приводнить» пассажирский Ту-124 на Неву. Рассказываем подробности невероятной истории, произошедшей за несколько десятков лет до Гудзона.

Эпоха «тушек»

К началу шестидесятых полеты на самолетах в командировку и на отдых стали привычным делом для советского человека. В Советском Союзе авиация развивалась бешеными темпами. Нити авиасообщения соединяли все крупные и не очень города. Шутка ли: из Минска можно было улететь даже в небольшие райцентры, вроде Узды или Брагина. А на выходных минчане могли летать на Минское море! Полет на «кукурузнике» занимал 15 минут, а стоил всего несколько рублей. Что уж говорить про крупные города.

Как правило, средне- и дальнемагистральные перелеты совершались на набиравших тогда популярность суднах конструкторского бюро Туполева. Эти самолеты мы прекрасно знаем по сокращению «Ту». В простонародье им дали емкое прозвище «тушка».

Именно Ту-124 в шестидесятых годах был одним из флагманов советской авиации. Эти самолеты бороздили небеса во всех частях необъятной страны. 21 августа 1963 года одно из сотен суден данной конфигурации выполняло очередной плановый рейс из Таллинна в Москву. «В тот день ничто не предвещало беды» — таким штампом наверняка воспользовались бы многочисленные журналисты и обыватели. И они оказались бы вполне правы.

Проблемы с шасси

Из столицы союзной Эстонии самолет, на борту которого находилось 7 членов экипажа и 45 пассажиров, вылетел 21 августа в 08:55. Поначалу полет проходил в штатном режиме. Однако спустя несколько минут пилоты обратили внимание на то, что стойка шасси закрылась не полностью. Что делать? В этом случае экипаж был обязан вернуться в аэропорт вылета. Но это оказалось невозможным: над Таллинном буквально за несколько минут сгустился плотный будто молоко туман. Тогда диспетчеры направили воздушное судно в соседний Ленинград. Благо, лететь до города совсем недалеко. Кроме прочего, специалисты оповестили все экстренные службы и те тщательно подготовились к приему аварийного борта.

-2

В небе над Ленинградом самолет показался около 11 утра по местному времени. В баках судна было еще достаточно много топлива. Пилоты приняли решение «выработать» горючее, дабы при аварийной посадке избежать взрыва или пожара — иначе в случае эвакуации пассажиров они могли попасть в огненную западню.

Вырабатывать топливо решили на малой высоте: всего полкилометра. В таком режиме авиационный керосин горит гораздо быстрее. Да и разгерметизация не оказала бы никакого влияния на экипаж и пассажиров.

Дно кабины пробивали шестом

Около полудня «тушка» продолжала нарезать круги близ Ленинграда. К этому моменту экипаж сделал уже 8 «петель». Процесс этот довольно рутинный. И пока судно продолжало кружить, пилоты попытались собственноручно отремонтировать шасси. Делали это просто: в полу кабины с помощью шеста пробили отверстие. Однако привести стойку в порядок не получилось.

Тем временем, приборная панель просигнализировала о том, что остановился левый двигатель. Ситуация нестандартная, поэтому диспетчеры тотчас же отправили самолет на посадку в аэропорт Пулково. Прямиком через город. Но прямо над жилыми районами у судна отказывает еще одна силовая установка. А вот это уже сулит серьезные проблемы.

У пилотов особого выбора не было. Река Нева — единственное место, куда можно было относительно безопасно посадить самолет, учитывая высоту всего в полкилометра. Командир экипажа Виктор Мостовой передал управление судном второму пилоту Василию Чеченеву. Почему? Ответ простой: Василий Григорьевич уже имел опыт приводнения воздушного судна. Пусть и не такой конфигурации.

В конце концов все получилось как нельзя лучше. Примерно в 12:15 Ту-124 пролетел над мостом Александра Невского и аккуратно спланировал на водную гладь недалеко от Александро-Невской лавры. По воспоминаниям очевидцев, рабочие на тогда еще строящемся мосту при виде самолета в ужасе попрыгали в воду. На счастье, в этот момент по реке проходил паровой буксир, который смог оттащить приводненное судно к берегу таким образом, что крыло образовало некое подобие трапа, и выжившие беспрепятственно вышли на берег. Посадка оказалась настолько мягкой, что в результате происшествия не пострадал ни один человек. Позже самолет с помощью понтонов отбуксировали на территорию одной из войсковых частей.

Просчет с топливом или неисправность?

Разумеется, в таких случаях специальная комиссия немедля начинает расследование происшествия. Данная ситуация не исключение. Изначально вину за произошедшее хотели возложить на пилотов. Позже комиссия пришла к выводу о технической неисправности самолета. Так, из-за некондиционного болта разрушилось крепление шасси. С другой стороны, часть вины экипажа в случившемся все-таки есть. Двигатели отключились по причине банальной нехватки топлива. Пилоты неправильно рассчитали запас горючего и вели его подсчет довольно условно, в первую очередь занимаясь ремонтом заклинившего шасси. При этом самолет совершил почти десяток кругов около Ленинграда. Хотя, как вспоминал потом сам командир экипажа Виктор Мостовой, на момент отключения двигателей запас топлива по топливомеру был на отметке в 1600 килограмм.

-3

— Когда загорелась красная лампочка, топлива по топливомеру было 1600 кг. Лампочка раньше не загоралась, она находилась прямо передо мной, и я всегда за ней слежу. Я увидел красную лампочку сразу, как только двигатели стали сдавать, — подтвердил его слова второй пилот Чеченев.

Третий фактор, приведший к приводнению, заключался в довольно пассивном поведении специалистов аэропорта Пулково. Те, несмотря на серьезность ситуации, не настояли на том, чтобы самолет побыстрее произвел посадку.

Так или иначе, основной причиной инцидента стали технические неполадки судна. С экипажа сняли все обвинения и даже представили к наградам. На этом настаивали как опытные летчики, так и пассажиры счастливого рейса. Правда, по неизвестным причинам экипаж остался без наград — некоторым дали квартиры. Кстати, весь экипаж продолжил работать в авиации. Командир Виктор Мостовой трудился в 200-м авиаотряде. Позже был начальником смены аэропорта Внуково. Во время перестройки эмигрировал в Израиль, где и умер в 1997-м.

-4

Второй пилот также построил удачную карьеру. Вскоре он получил должность командира воздушного судна и даже инструктора. Василий Чеченев скончался в 2002-м.

Напоследок интересный факт. Среди пассажиров самолета оказался некто Алексей Ридигер, более известный нам в будущем патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Впрочем, это уже совсем другая история.

Автор статьи: Алесь Крупский