Найти тему
Маргарита

Ледокольный караван

Мартовская прогулка по Санкт-Петербургу (продолжение)

Сегодня в Казани было за тридцать. Поневоле вспомнились питерские снега и то, как я под ними гуляла по Университетской набережной и дальше, по набережной Лейтенанта Шмидта.

План этой прогулки я придумала еще до приезда в Санкт-Петербург. Практика показывает, что пребывание свое надо все же планировать. Спонтанность – это прекрасно, но когда у тебя всего один день в городе, нужно точно знать, чего ты от него хочешь, и идти по маршруту.

Я изо всех сил хотела попасть к сфинксам – я их достигла. Но это не был конец пути. Следующей моей остановкой должен был стать музей «Эрарта». А так как пешком идти до него надо чуть ли не через весь Васильевский остров, я решила, что мне надо будет по пути что-нибудь еще посмотреть. Внутри, на самой Ваське, я уже гуляла в прежние визиты. Поэтому я решила прогуляться дальше по набережной Невы.

Мне всегда казалось, что она так и идет до самого впадения в море, как городская улица. Дома, дворцы, гранит… Но, посмотрев как следует на карту, я обнаружила, что все это в конечном итоге в обеих сторон упирается в промзону, то есть в верфи. Нет здесь никакого прохода к морю! Зато здесь полно морских музеев и строящихся кораблей.

А потом неведомо откуда на меня выпрыгнула фотка нового ледокола. И я поняла, что прямо сейчас на Неве в Петербурге строят ледокол, и я должна это увидеть.

Мой интерес к кораблям и ледоколам в частности не случаен. Несколько лет назад на моей предыдущей работе мы делали книгу про конструкторское бюро, которое создает проекты кораблей. В основном военных, потому что гражданское судостроение у нас, как бы помягче сказать… в глубоком кризисе. У бюро был юбилей, им нужна была книга, и мы ее делали, собирая данные из уже имевшихся изданий, архивных документов и «свидетельств очевидцев».

Я, тогда еще с кораблестроительной терминологией не знакомая, продиралась сквозь нее долго и мучительно. Зато после всеобщего написания, редактирования, верстки и корректировки книжки знала все проекты наизусть и могла бы, наверное, провести маленькую экскурсию по какому-нибудь ракетному катеру. А спустя годы обнаружилось, что корабли я действительно люблю.

С ледоколами еще проще. Я каким-то образом набрела в сети на записки капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Викторовича Лобусова, и понеслось. Он там у себя в простой и доходчивой форме пишет, как они водят по льдам караваны судов, встречают полярных мишек, делятся провизией, возят туристов на Северный полюс… И все это так интересно, так не похоже на нашу обычную, гражданскую жизнь! Ну и ледокол. То в снегу. То во льдах. То носом пробивает лед, то винтами разбивает. АТОМНЫЙ! Это ж такая мощь! И еще на этой вот махине надо пришвартоваться или обколоть аккуратненько застрявшего во льду коллегу. И все это капитан объясняет неспешно, спокойно отвечает на самые глупые вопросы непосвященных.

В общем, романтика северных морей в доступной для простых людей форме.

Конечно, до северных ледоколов мне не добраться. Может быть, пока что, кто знает. Но то, что ледокол, стоящий в Питере, я должна увидеть, было ясно-понятно.

Шла по набережной. Любовалась Исакием.

Исаакиевский собор. Фото автора
Исаакиевский собор. Фото автора

Нева во льду. Кое-где лед трескался и подтаивал.

Удивительно, вот тебе скоро 40 лет, а есть вещи, которые ты еще и разу не видела. Например, я в своей жизни никогда не видела ледоход, хотя живу, по сути, всю жизнь около крупных рек. Так они же не в черте города, и надо ехать куда-то, чтобы увидеть, а когда, я же все время работаю (или ленюсь). А в Петербурге Нева под боком, и вот он, лед, и скоро он потечет в сторону моря, но я этого уже не увижу…

И понеслось! Смотрите-ка, на другом берегу Адмиралтейские верфи – там делают военные корабли. Но пока что видно только вывеску.

Фото автора
Фото автора

Зато на другой стороне речной «улицы» - ааа, вот он, я вижу тебя! Самый настоящий строящийся ледокол! Называется «Урал».

Строящийся ледокол "Урал". Фото автора
Строящийся ледокол "Урал". Фото автора

Вообще-то, я такой уже видела на картинках. Назывался он «Арктика». Первый, головной ледокол проекта 22220. Его строили на этом самом месте, но в сентябре 2020 года он был готов и уплыл в Мурманск. Где он сейчас, интересно, что делает?

Но нельзя же просто стоять на месте и пялиться на ледокол. Тем более что на этой набережной еще несколько корабликов припасено.

Вот, например, стройный и белый «Юный балтиец». Учебное парусно-моторное судно, участвует в регатах. На зиму «припаркован» в Петербурге.

У «Балтийца» за спиной – настоящая подводная лодка С-189. Советская средняя подводная лодка проекта 613, входившая в состав Балтийского флота. Интересная судьба у лодки: после службы затонула, 6 лет провела на дне, а потом была восстановлена. Но это я только сейчас узнала от Википедии. Подлодками я не так живо интересуюсь, как ледоколами. Возможно, из-за того, что они редко, но очень трагически тонут, как «Курск». Ну и есть в них что-то клаустрофобическое, конечно…

Не могу сказать, видела ли я вживую подлодку до этого. Думаю, что нет.

Музей закрыт, да я бы и не пошла, топаем дальше.

Вообще, конечно, удивительно. Для меня все эти суда, подлодки и ледоколы – лютая экзотика. Для кого-то – привычный фон жизни. Как, например, для этой женщины, кормящей уточек. Или для молодой мамы, которая, похоже, каждый день тут гуляет. Для меня набережная – событие, для них – рутина. Они, я уверена, не пишут в Дзен о том, как гуляли по набережной. У меня – целый пост с миллионом фотографий. Хотя, приедь они в Казань, возможно, впечатлились бы нашим Кремлем, а я бы сказала: «Пф, вот еще невидаль какая, Кремль!» Такой вот разной жизнью мы живем.

Кстати, здесь же (и это надо запомнить на будущее) – пассажирский терминал. Мне приглючилось, что отсюда можно летом уплыть в Петергоф (?)

Пассажирский терминал на Неве. Фото автора
Пассажирский терминал на Неве. Фото автора

Чем дальше идешь, тем больше кораблей видно. В итоге они выстраиваются вот в такую картину.

Корабли на Неве. Март 2021 года. Фото автора
Корабли на Неве. Март 2021 года. Фото автора

А ледоколы как будто образуют караван. Суда по Северному морскому пути так и водят: ледокол, идущий впереди, пробивает во льду канал, а за ним на жесткой сцепке или в своим ходом идут «гражданские». Как правило, это какие-нибудь танкеры с газом, который качают на Ямале, или же грузовые корабли, везущие уголь, оборудование, транспортные средства и питание. На жесткой сцепке судно тащат, если лед толстый, и канал «закрывается» слишком быстро. Если же ледовая обстановка поспокойнее, и канал не застывает и не затирается сразу после прохода ледокола, то суда идут за ним на небольшом расстоянии, след в след, как утята за уткой.

Караван, состоящий из ледоколов, - это, конечно, редкость. Иногда ледоколы встречаются на встречных курсах, один со своим караваном, другой со своим. Иногда пересекаются одиночно, когда, например, передают провизию и другие припасы. В любом случае, зрелище это очень красивое, тем более что с обоих бортов фоткают друг друга, а потом выкладывают фоточки в интернет.

Ну а здесь у меня чисто ледокольный караван. Впереди – гордый «Красин», ледокол-музей, за ним высокой степени готовности «Урал», ну а замыкает строй сильно недоделанная «Сибирь» (она идет кормой вперед, носом смотрит на море). Такая вот жизнь внезапная штука: то ни одного ледокола не видела, то пошли сразу группами.

Ледокольный "караван" на Неве. Март 2021 года. Фото автора
Ледокольный "караван" на Неве. Март 2021 года. Фото автора

Пока я радовалась, пошел снег. Мокрый, мощный, просто зарядами. Тут я вспомнила, что море недалеко: оттуда, с Балтики, несло отборную белую крупу.

Я-то ладно, без зонтика, но в хорошем пуховике, который, кажется, пока не думал промокать. А вот фотоаппарат жалко: он хоть и водонепроницаемый, на снежные заряды вряд ли рассчитан. Пришлось выбирать периоды, когда снега нет. При питерской погоде это, кстати, возможно: она меняется каждые 15 минут, так что перерывы между снегами, хоть и кратковременные, случаются.

Дальше уж бегом к «Красину». Тут я опять зависла. Хотя музей и не работает (не поняла, в принципе из-за пандемии или из-за того, что вторник), посмотреть и так есть на что. Абсолютно дилетантским взглядом, в стиле: «О, спасательные шлюпки, как на «Титанике»!» Даже батискаф (?) у них есть, во дают!

«Красин», оказывается, англичанин. Ему больше ста лет: он был заложен в 1916 году. Конечно, он не атомный, в отличие от своих соседей. Его сердце – паровая машина, и на нее можно посмотреть, если заранее записаться на экскурсию в машинное отделение (круто там, наверное!) Относительно современный вид ледокол имеет за счет того, что его в 50-х модернизировали. Красавец, что скажешь! И с богатой историей.

Я бы и дальше шла, к новым ледоколам, но около «Красина» набережную категорически перегораживает забор: здесь начинается территория «Балтийского завода». Она и идет до самого моря. Город в городе, похоже, такая огромная территория.

Полюбовавшись в последний раз на «Красина», который прикрывали снега, пошла вглубь Васильевского острова.

Ледокол "Красин". Санкт-Петербург, март 2021 года
Ледокол "Красин". Санкт-Петербург, март 2021 года

По иронии судьбы, первое же здание, которое стоит на углу – Гидрометеоцентр. Я, когда табличку увидела, засмеялась в голос. Захотелось зайти и спросить их, когда же лето. Но некогда было, надо было все-таки в «Эрарту» попасть, раз решила.

Ледоколы
7779 интересуются