Славяне в раннем средневековье
Мы остановились на том, что счет лет от Сотворения мира является христианской и иудейской традицией, разработанной еще во времена Римской империи. А блуждающая в Сети информация о неких предках прилетевших с дальних звезд. а потом придумавших точку отсчета от победы над Китаем в 7552 году является вымыслом дилетантов и мошенников.
А что же славяне? Как они вели свой счет лет? Увы, нам не осталось никаких источников о том, от какого события вели свою историю славяне. Источников нет т.к . славяне не успели создать свою собственную самобытную письменность. В начале 1-го тысячелетия славяне жили вдали от рубежей Римской империи, и не испытывали такого сильного влияния как многочисленные германские племена, А уже в 6-0 веке после переселения на свободные и не очень земли стали испытывать сильное культурное влияние Византийской империи. особенно сильным это влияние было на землях Балканского полуострова.
Византийским чиновникам было не до выяснения культурных особенностей еще одних пришельцев. Поэтому вместо этнографических экспедиций отправлялись войска, которые должны были разбить противника, а православные священники крестили новых подданных империи. (Так приняла христианство Болгария в 864 г., но это уже другая история..)
А уже приняв христианство, и освоив созданную последователями Кирилла и Мефодия письменность (кириллицу) , славяне смогли написать и о том, как они вели счет времени.
Источники знаний о календаре славян
О счете времени и календаре у славян мы знаем из нескольких видов источников. К таким источникам принадлежат летописи Руси и Болгарии, которым посчастливилось не сгореть в многочисленных пожарах, узнаём как назывались месяцы, когда начинался год - весной или осенью.
Об особенностях календаря сообщают и дошедшие до нас жития святых (т.н. агиографическая литература). В них поведаны расчеты церковных праздников. Среди текстов созданных служителями церкви есть и уникальное для Руси произведение, но о нем ниже.
Фольклорные источники, собранные уже в 19-20 веке, содержат информацию о церковных и не очень праздниках, и связанных с ними приметах. Считается, что в народных поверьях сохранились элементы забытого годового цикла древних славян.
Археологические источники в данном случае не очень надежны. Среди найденных узоров и украшений, специалисты пытаются найти числовые календарные значения. Но в этмо случае встает вопрос интерпретации а правильно ли мы понимает, что тут нарисовано, и вопрос принадлежности керамики к славянской или же неславянской археологической культуре.
Первый русский математик
Пожалуй, именно среди церковных текстов находится и главный письменный источник по календарю и хронологии Древней Руси. Таким документом является сочинение Кирика Новгородца, написанного в 1136 г. в Новгороде, монахом из Антониевого монастыря.
Сам Антониев монастырь был примечателен тем, что был основан в 1106 г. неким Антонием Римлянином, нето действительно уроженцем Италии, нето новгородцем побывавшем в Риме. И именно в стенах этого монастыря обучался и сам Кирик. Судя по его труду был он талантлив , имел способности к сложным вычислениям. И в память о нем остался лишь его трактат, из которого мы узнаём, что Кирику в момент создания труда было 26 лет, а на дворе стоял 1136 год.
В своем трактате "Учение о числах" (в оригинале звучит как «Учение им же ведати человеку числа всех лет») Кирик рассказывает сколько лет прошло от Сотворения мира (разумеется там нет никаких звездных храмов и прочей современной ереси). упоминает он и 13 месяце в году, но об этом ниже.
Часть текста т(слева - оригинал, справа- перевод), где говорится о расчете текущей даты выглядит так:
Так, что понятие о календаре и счислении времени на Руси было почерпнуто из христианского мировоззрения и наследия античной культуры.
Счёт лет и времени у восточных славян
Год - как время климатического сезона, назывался словом лето, что и поныне в русском языке. Версий происхождения этого слова множества, наиболее предпочтительным считается родственным древнему индоевропейскому слову leto в значении «время солнечного света и тепла» .
Год в Древней Руси начинался вместе с новым циклом работ земледельцев в поле, Документы более позднего времени - 16 -17 века делят год на сезоны.
Так, зима считалась с 25 января до 25 марта, весна - с 25 марта до 24 июня, лето - с 24 июня до 24 сентября, осень же длилась с 24 сентября до 225 января.
Основой же счета времени, как и у многих других народов было наблюдение за изменениями фаз луны. Т.е. у наших предков был лунный календарь, на это указывает и само слово - месяц, обозначающий луну и определенный отрезок времени. Позднее он стал лунно -солнечным.
Названия месяцев в Древней Руси мы можем узнать благодаря одному из древнейших памятников письменности - Остромирову Евангелие, датированному 1056 -1057 годом. Кроме того, старые названия месяцев частично остались и в славянских языках, таких как украинский, белорусский и другие. Русский же язык принял латинские названия месяцев, пришедшие из Византии.
Итак, славяне жившие по Днепру, январь называли просинец, потому что, в январе становится светлее, появляется просинь. Точнее будет, сказать, что так считают современные специалисты..Также январь называли (и зовут современные украинцы и белорусы) сечень. Считается, что связано с рубкой леса зимой и очисткой земли под будущие пашни. Сеченем порой называли и февраль.
Февраль носил также имя лютый, как самый жестокий из месяцев зимы.
Март на Руси носил имя сухий, что связано, с подсыханием срубленных зимой деревьев.
Апрель - березозоль, в это время срубленные деревья сжигаются и превращаются в золу.
Май - именовался травень, из за обилия трав.
Июнь - славянский изок - получил свое имя в честь насекомого, кузнечика.
Июль -червен или серпень, что связано со временем крестьянских работ, временем жатвы. Также называли месяц - липень или липец, в честь цветения лип.
Август - зарев, что происходит от слово зарево.
Сентябрь - рюень, что происходит от слова рюить или реветь. Знаменитый В. Даль предполагал, что это слово происходит от рёва оленей. Также этот месяц носил имя вересень. Название же вересень, как считается связано с цветением вереска в Полесье.
Октябрь и ноябрь называли жовтень и листопад соответственно. На севере же Руси уже было полно снега, и потому, называли грудень, в честь замерзших кочек - "груд", образовавшихся на дороге.
Декабрь носил пожалуй, самое ясное и понятное название - студень.
Упомянутый нами Кирик писал и о 13-м месяце в году. В своем труде он сообщал: "Да будет известно, что в одном году 12 книжных месяцев, а небесных лунных месяцев 12 и 11 дней 13-й луны. И из этих дней на четвертый год получается 13-я луна; в месяце насчитывается 4 недели, от года до года проходит 13 [лунных] месяцев и 1 день".
Судя по всему 13- й месяц должен был вставляться каждые 19 лет, как того требовал лунный цикл. Скорее всего он вставлялся зимой, когда связь между разными городами и деревнями почти полностью прерывалась
Однако, 13-й месяц не прижился. Толи люди были шибко суеверные, толи из-за возникающей путаницы. Всё таки с 12-ю постоянными месяцами легче разбираться, чем вспоминать, будет ли в этом году еще один дополнительный месяц.
Таким образом, изначально славяне имели свой лунный календарь, который был связан с проведением важных земледельческих трудов, от результата которых зависела жизнь самих славян. Принятие христианства и знакомство с более развитой византийской культурой, дало толчок развитию восточных славян. Была принята византийская эра от Сотворения мира, пришла письменность, что позволила записать те сведения и знания о прошлом и окружающем мире, доступные современникам.
Список литературы:
Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.
Каменцева Е.И. Хронология : учебное пособие. Москва : Аспект Пресс, 2003.
Кирик Новгородец и древнерусская культура. Часть 1 / Отв. ред. В. В. Мильков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.