Мы дружили с самого детства. Жили на одной улице, в одинаковых бараках. Учились в одном классе. Подруга была единственным ребенком в семье и ни в чем не знала отказа. После училища стала работать в продовольственном магазине. Ее отец много лет отработал на шахте и перед самой пенсией получил огромную "трешку". Надо ли говорить, как в эпоху дефицита жили работники торговли? В квартире было все, от изделий из хрусталя до четырехметровой стенки. По крайней мере, с простой барачной обстановкой не сравнить.
Мы обе были молодые, разбитные. Дружили с ребятами, часто бегали на дискотеки. Там подруга познакомилась с хорошим парнем и вышла замуж. Немного спустя я встретила свою любовь. С разницей в год мы родили сыновей. Совсем скоро после тяжелой болезни у подруги умерла мама. И будто что-то оборвалось. В квартире стали собираться компании. С первого взгляда, все свои, знакомые. В праздники накрывали щедрый стол, говорили тосты, потом танцевали, пели. Обычное дело. Но это стало происходить часто и без повода. Мы с мужем тоже бывали на этих вечеринках. Я вовремя заметила его склонность к дурной привычке и находила причины их избегать.
И вот наступили тяжелые 90-е годы. Муж подруги потерял работу. Отец женился и уехал в деревню. Магазины стали закрываться один за другим. Привычка собираться вместе и весело проводить время осталась. Квартира была в полном распоряжении молодой семьи. Часто у них стали появляться незнакомые личности. Принимали всех, лишь бы что-нибудь приносили на стол. После череды гулянок подруга не стала ходить на работу. Тяжело по утрам.
Я в те годы потеряла мужа. Разрывалась между работой, детским садом и завалившимся бараком. Виделась с подругой очень редко, но замечала ее изменившийся вид. Пыталась поговорить. Подруга уверяла, что у них все хорошо, ищут работу. Просила денег на продукты для ребенка.
Тогда я не придала значения ее просьбам. Всем жилось тяжело. Даже работающим людям в лучшем случае давали какие-то проценты от зарплаты. В -основном, заменяли мукой, подсолнечным маслом, сахаром. Но когда я услышала, что подруга продает вещи из дома, испытала шок . Причем на основную часть вырученной суммы покупались совсем не продукты. За небольшой срок из красивой дружной замечательной пары мои друзья превратились в неопрятных лгущих пофигистов. С ними бесполезно было говорить. Они соглашались с моими доводами о порядочной жизни, они клялись , что нашли работу. Потом просто избегали встречи со мной. Я надеялась, что им стыдно перед другими людьми за свою слабость и бесхарактерность.
Но когда подруга пришла ко мне с просьбой найти в бараках семью для обмена на их квартиру, я поняла, что это конец. Она даже не стала меня слушать. Я назвала ее бомжихой и непутевой матерью. Старалась надавить на какие-то чувства. Но это уже был совершенно другой, чужой для меня человек. Зеленый змий сделал свое страшное дело.
Квартиру поменяли на гнилой барак в другом районе. Через год я все-таки узнала адрес подруги и решила поздравить ее с 30-летием. Приехала к ним в дом. Муж сидел у не топленной печки на грязной кухне. Совсем нетрезв, меня еле узнал. А подруги моей, как оказалось, не было уже два месяца. Она замерзла на крылечке в марте месяце. Не смогла открыть дверь, когда вернулась из гостей.