Это случилось в конце войны в Европе, а точнее 5 мая 1945 года. Прошло 5 дней после самоубийства Гитлера, Рейхстаг взят советскими солдатами. Но отдельные территории еще оставались под контролем Вермахта. Вермахт еще удерживал Чехию, Австрию.
Три американских танка Шерман под командованием капитана Джона Ли младшего из 23-го батальона 12-ой танковой дивизии совершал разведку местности в провинции Тироль, в Австрии. По информации разведотдела дивизии в этом районе Тироля должна находиться средневековая крепость Иттер, превращенная нацистами в неприступный узел обороны. В самой крепости размещалась тюрьма, где нацисты содержали пленных из числа французских заключенных, участников сопротивления. Там же содержались высокопоставленные французские политики, которые не согласились с поражением Франции. Их именовали «почетные» узники Гитлера. Таковым был Мишель Клемансо, сын известного французского политика Жоржа Клемансо. Он открыто критиковал режим нацистов, за что и попал в тюрьму замка в 1943 году.
Итак, три американских танка появились в предместье замка. Задание было разведывать местность, систему укреплений, огневые точки. По возможности в бой не ввязываться.
Замок Иттер располагался на вершине горы и из него открывался хороший обзор на проходящую внизу дорогу. Три танка на дороге были как на ладони у защитников крепости и поскольку все пространство пристреляно, то их уничтожение заняло бы непродолжительное время. Однако из замка огонь никто не открывал. Казалось, что замок пуст и все люди его покинули. Капитан Ли рассматривал замок в бинокль, пытаясь заметить хоть какое-то движение на горе. Тишина. Вдруг капитан заметил, как из замка в небо устремилась красная ракета. За ней еще одна красная ракета, потом еще одна красная ракета. Вперед! – скомандовал Ли и танки рванули по дороге на вершину, в замок.
- Сэр, спросил капитана сержант – а может это засада?
- Не думаю – ответил капитан – они могли бы нас перестрелять, когда мы остановились внизу, на дороге.
Ворота. Когда танки подъехали к воротам, то ворота распахнулись и танки въехали внутрь двора замка. У ворот стояли построившись несколько солдат в форме Вермахта. Рядом с ними стоял офицер с погонами майора. Капитал Ли выскочил из танка и вместе с сержантом подошел к стоящим солдатам противника.
Майор отдал честь и представился – Сэр, я майор Вермахта Йозеф Гангль. Я и мои солдаты, гарнизон замка Иттер капитулируем. И… - тут майор неуверенно спросил – и что теперь нам делать?
- Я не знаю, что мне с вами делать, майор, поскольку в моих танках места для пленных нет. Может расстрелять вас? – процедил небрежно Ли, но увидев, каким испуганным стало лицо майора, миролюбиво закончил фразу – да я пошутил, майор. Расстреливать вас не собираюсь, но и что делать с вами не знаю. И по рации связаться со своим командованием не могу, слишком далеко оторвались от своих. Основные силы дивизии подойдут дня через три. Так что сдавайте оружие и ждем.
- А тут и правда тюрьма – поинтересовался капитан Ли.
- Так точно, тюрьма. Содержатся французы, причем большие шишки. Бывшие премьер-министры Поль Рейно, Эдуард Далайдье, главнокомандующий генерал Максим Вейган, генерал Морис Гамелен.
Тут немецкий майор побледнел от страха в очередной раз и продолжил – Сэр, замеряю Вас, что ни я, ни мои солдаты не сделали ничего плохого заключенным и обращались с ними достойно. И вообще мы прибыли в замок пару недель назад. До этого замок обороняли и охраняли тюрьму подразделения СС. Но они разбежались и по приказу командующего войсками в Тироле в замок было направлено мое подразделение.
К офицерам подбежал солдат Вермахта, держа в руках радиотелеграмму.
- Давай мне – приказал Ли солдату. Ли взял радиограмму и повертев ее в руках, передал майору – читайте, майор. Я не читаю по-немецки.
- Майор прочитал телеграмму и побледнев в третий раз – Сэр, в ней приказ для меня. Командующий бригадой СС приказывает мне убить всех узников и доложить об исполнении через полчаса. В противном случае я буду расстрелян за измену. Сэр, это не шутка. Батальон 17-ой танково-гренадерской дивизии СС действительно расположен в 30 минутах езды на бронетранспортерах. Это означает, что через полчаса примерно 4 сотни отборных эсэсовцев будут здесь.
Ли задумался. Что он имеет? Три танка и 12 человек бойцов включая его. Не густо.
В это время майор Гангль обратился к Ли – Сэр, если Вы позволите, то можете принять под свое командование мое подразделение и меня. Нас двадцать человек.
Ли задумчиво покачал головой. Майор Гангль продолжил – Сэр, разрешите поговорить с заключенными?
Заключенных вывели из камер и построили во дворе. Майор Вермахта обратился к ним – Господа, отныне не вы, а я заключенный. Американцы взяли меня и моих солдат в плен. Но ситуация такова, что к замку направляется батальон головорезов СС и через полчаса они будут тут. Если не хотите быть расстрелянными, берите оружие и присоединяйтесь под командование капитана Ли.
Когда солдаты СС подошли к замку, сборная солянка из американцев, солдат Вермахта и французских узников в полосатых робах их встретила градом пуль. Первая атак эсэсовцев была отбита.
С огромным трудом была отбита вторая атака. Ее цена – все три танка американцев были подбиты, майор Вермахта Йозеф Гангль погиб.
Третью атаку эсэсовцев отбивать практически уже было нечем. Боеприпасы были на исходе и лишь 70-летний Климансо поливал пулеметным огнем рвущихся в ворота солдат СС.
От третей атаки осажденные спаслись чудом. За спинами осаждавших крепость войск СС раздался рев моторов. Это подходила 12-я танковая дивизия американцев.
Батальон СС был разгромлен. Капитан Ли, жуя жвачку, подошел к командиру одного из танков и спросил на полном серьезе – Почему так долго?
Друзья, если понравился рассказик, предлагаю на моем канале прочитать другой, где рассказывается о еще одном интересном эпизоде Второй мировой войны с участием Отто Скорцени. Рассказ называется "Секретная операция германской разведки "ГРИФ".