С индивидуальным стилем Елизаветы Туктамышевой связан один стереотип, возникший благодаря неизвестному поклоннику какой-то другой фигуристки в один далеко не прекрасный день. Загадочно именуется как «ай-нэ-нэ». Видишь в текстах о фигурном катании слово «ай-нэ-нэ» и уже знаешь — перед тобой непримиримый борец с программами Туктамышевой. Под ай-нэ-нэ подразумевается якобы неспособность Лизы кататься в разных музыкальных стилях и перевоплощаться в разные образы, что неоднократно опровергалось фигуристкой на льду. Но тех, кто считает иначе, переубеждать с помощью катания бессмысленно. И не нужно.
Впрочем, Лиза относится к любым клише с юмором, тем более она сама охотно признавалась в любви к восточным, испанским и цыганским мелодиям. А ещё такой своеобразной характеристикой можно даже гордиться! Разве любой сможет станцевать «ай-нэ-нэ» с огнём в глазах?
Поскольку репертуар Туктамышевой довольно богат, давайте вспомним, что же на самом деле из программ Туктамышевой было «цыганским»?
1. Это «Цыганский танец» из балета «Дон Кихот» австрийского композитора Л. Минкуса в 2008 году, который выглядит в ледовой постановке скорее «академическим», нежели «народным».
2. В сезоне 2012–2013 темой произвольной программы Туктамышевой стали "Очи чёрные". Но не наши, исконно русские, щемящие душу в пылу застолья, а заграничные — произведения, написанные на мотив романса "Очи чёрные". Сразу 2 таких сочинения искусно нарезал для музыкального сопровождения Лизиной программы постановщик — канадец Дэвид Уилсон.
Первое: “Fantasy on Dark Eyes (based on Russian Traditional)” — фантазия для скрипки в сопровождении гитарного ансамбля, созданная бразильским композитором и аранжировщиком Серджио Ассадом.
И второе: "Variations on Dark Eyes" — вариации, эффектно разрабатывающие мелодию "чёрных очей", композиция израильского пианиста И. Рехтмана, исполненная автором в дуэте с канадской скрипачкой Ларой Сент-Джон.
Оба произведения очень красивы! Как виртуозно и оригинально разворачивается музыкальная мысль в такой интерпретации!
Кстати, сами "Очи чёрные", традиционно воспринимаемые как цыганский романс, на самом деле имеют в основе вальс «Посвящение» от немецкого композитора Ф. Германа и стихотворение украинского поэта Евг. Гребёнки. Если вы ещё не запутались в этом многонациональном музыкальном великолепии — поздравляю. Рекомендую пересмотреть выступление Лизы на чемпионате Европы 2013 в Загребе — это было прекрасно!
3. Но самая настоящая, разудалая, залихватская «цыганочка» от Елизаветы Туктамышевой прозвучала в 2017 г. в короткой программе. Это была виртуозная танцевальная пьеса от испанского композитора и скрипача армянского происхождения Ары Маликяна. Называлась она затейливо — “Pisando flores”, или, как помогает мне Яндекс. Переводчик — «Ступая по цветам» (если кто силён в испанском — напишите, как верно) и содержала характерный мотив, с первых нот которого в памяти сразу всплывает «эх раз, ещё раз, ещё много, много раз».
В интервью Ольге Ермолиной после контрольных прокатов в 2017 г. Туктамышева рассказала:
Как вы видите, на мне цыганское платье. “Pisando flores” — очень красивая музыка, зажигательная. Алексей Николаевич нашёл эту потрясающую музыку, которая, как мне кажется, полностью олицетворяет меня; он как всегда прочитал мои мысли. Именно такую программу я и хотела в этот сезон, и я думаю, мы попали в точку.
Поскольку фольклорная тематика даётся Лизе очень хорошо, даже удивительно, что она обошла в своей карьере «Чардаш» В. Монти. Чардаш — народный венгерский танец, характерной особенностью которого (если говорить упрощённо) является двухчастный характер: медленное вступление и быстрый финал, постепенно ускоряющийся до вихревой пляски. «Чардаш» скатать на льду непросто, так как требуется огромное количество энергии и артистичность, чтобы поддерживать темп музыки.
Профессор кафедры культурологи Мордовского университета А.Г. Бурнаев в журнале «Финно-угорский мир» отмечает, что для этого танца характерны
«импровизационность, повороты корпуса бедром, зажигательные прыжки, переступания на полупальцах» и так называемые «хлопушки» – элемент народных танцев вообще, то есть удары по телу, ногам и т.д.
"Чардаш" Витторио Монти хоть и написан придворным итальянским скрипачом и дирижёром, прочно ассоциируется с народным танцем, поскольку в его основе — венгерские мелодии. В фигурном катании эту пьесу исполняли часто, но из топовых фигуристов можно назвать японку Мао Асаду и Евгения Плющенко.
Кстати Лизину "цыганочку" ставил венгерский хореограф Адам Соля! Я думаю, он мог бы сотворить и шикарный венгерский танец. Как бы Лиза прокатала «Чардаш», показываю в альтернативке под эту музыку в исполнении четырёх оркестров: Оркестра Франка Пурселя (Франция), Симфонического оркестра Итальянского радио, Латвийского камерного оркестра, Оркестра Роби Лакатоша (Венгрия). Когда Лиза в ударе — это всем «ай-нэ-нэ» ай-нэ-нэ! Что называется, попробуй повтори!
Комментируйте, подписывайтесь! Сохраняйте доброжелательный тон по отношению к фигуристам и другим деятелям спорта.
Ранее я написала пост-обзор о коротких программах Туктамышевой прошедшего сезона. Если вам интересно, кто дизайнер платьев Лизы, сколько песен Билли Айлиш взято в программу и какие приёмы использовал хореограф, чтобы вписать элементы в музыку, — приглашаю прочитать!