Найти тему

Почему в школах гибнут дети? Взгляд изнутри.

Охрана в школе не нужна. Да, ты не «ослышался» – не нужна.

Я понимаю, как это звучит, но все объясню и докажу.

Недавно случилась очередная трагедия, связанная с системой образования. В Казани. Ужас. Волосы на загривке начинают шевелиться, как подумаешь, что такое может произойти с ребенком. С твоим ребенком.

У меня тоже есть волосы. Седые, потому что я долго работаю с детьми. И загривок есть. И, самое существенное – есть собственный ребенок. Поэтому я понимаю откуда идут и чем вызваны даже самые нелепые предложения родителей по обеспечению безопасности детей. Но я не просто родитель. Вернее, не только родитель. Однако, прежде чем продолжить эту тему, скажу, что кроме нелепых с точки зрения профессионала предложений родителей по организации безопасности школ есть еще и… неумные предложения чиновников.

Когда ты слышишь эти предложения, ты прежде всего должен понимать несколько вещей.

Первое – случилось это предложение не заранее, «превентивно», как у профессионалов говорят, а по факту. Уже одно только это тащит за собой многое. Например то, что, по идее, какой-то «очень высокий» «управленец» должен ответить перед государством. И перед обществом. Не администрация школы (или не только она), а именно чиновник, на государственном уровне занимающийся этим вопросом. Но это мы оставим…

Второе. Предложение «по факту» от чиновника исходит не потому, что его «осенило» замечательной идеей. Думал-думал он о наших детях, как Менделеев о таблице и тут во сне привиделось решение – нет, не так. Предложение от него поступает потому, что надо. Еще раз – не потому, что он думал и оно созрело, а потому что кому-то хочется, чтобы предложение было, и чиновнику надо его выдвинуть...

Фото-коллаж "Школа".
Фото-коллаж "Школа".

Сейчас весна, все цветет. А скоро завяжутся и нальются первые плоды на деревьях в наших садах. Так вот, если тебе по какой-то причине понадобится яблоко с дерева в июле, оно будет незрелое. Твое желание совершенно не означает автоматической спелости плода. Элементарно. Вот и с предложениями то же самое. Надо сделать предложение и воплотить его в жизнь, его делают. Но это совершенно не означает, что предложение «зрелое», дельное, профессиональное. Скорее наоборот.

Определившись с этим, продолжаем. Много лет я работаю в образовательных организациях страны – ОО. В это «ОО» для меня, а значит и для тебя, пока ты читаешь, входят школы и колледжи – бывшие ПТУ. Для простоты я буду все это называть «Школы». Большую часть времени работал в московских школах. И, кем бы ты думал? Ответственным за обеспечение безопасности. Раньше нас называли заместителями директора по безопасности, сейчас просто «преподаватель-организатор ОБЖ» – много чести на заместителя тянуть. Так обстоит дело в столице. Это к тому, что мое мнение можно считать профессиональным. Вот им и поделюсь.

Начнем с того, что договоримся по основным вопросам. А именно:

в Москве сильно больше денег выделяют на безопасность, следовательно
безопасность московских ОО на порядок выше, чем в остальных по стране, но
это не спасает московские школы от беды.

1. Школа ежемесячно платит ЧОПу за охранника (первый контракт), платит Росгвардии за то, чтобы патрули вневедомственной охраны приезжали к охраннику (второй контракт), когда он нажмет «тревожную кнопку», и инженерной службе вневедомственной охраны (третий контракт), чтобы она поддерживала работоспособность «тревожных кнопок».

Кроме этого, московские школы увешаны уличными и внутренними
камерами и системами контроля и управления доступом (СКУД),
которые нужно купить и установить (контакт), ежемесячно обслуживать (контакт), и вовремя менять то, что выходит из строя (контракт).

Группа быстрого реагирования Вневедомственной охраны у здания.
Группа быстрого реагирования Вневедомственной охраны у здания.

Я не буду приводить тебе конкретных цифр, хотя «их есть у меня», скажу только, что ты прослезишься, если знаешь, сколько денег получает обычная российская школа, даже не сельская, и сравнишь это только с теми деньгами, о которых я говорю (а московская школа тратит на порядки больше этого).

2. Имея все, что имеем, казалось бы, можем сделать вывод, что безопасность московских детей на недосягаемой высоте. Казалось бы. Но не можем. Да, домофоны с дистанционной системой управления, внутренние и внешние камеры; в соответствии с Постановлением Правительства РФ видеозаписи должны храниться не менее месяца на сервере. Да, тревожные кнопки. Да, охранники (один-два, а то и три на здание) с металлодетекторами. Да, действительно быстро реагирующие наряды Росгвардии. Все это возносит московскую безопасность на недосягаемую для остальных российских школ высоту с технической точки зрения. Вот только объективно, без сравнения с общероссийским уровнем, эта безопасность ниже плинтуса. Парадоксально, но московская школа значительно опаснее сельской. Но об этом позже.

3. За последние годы в Москве и области случилось много кровавых событий, связанных со школьниками. То ножевые ранения на субботнике, то убийство педагога слесарным инструментом, то стрельба из окон по прохожим – много. Если ты об этом не знал, то просто поверь. Или проверь – интернет в помощь.

Так в чем же дело?! – воскликнешь ты. А я отвечу. Но уже и без того «многабукв», поэтому отвечу в следующий раз.

Уже скоро.

Продолжение разговора можно прочесть тут.