В Туапсинском районе, среди живописных гор, в 54 километрах от Туапсе расположен посёлок станции Чинары. Входит он в состав Шаумянского сельского поселения. От села Шаумян к Чинарам ведёт дорога с отличным гравийным покрытием по которой я спокойно ехала со скоростью 40-60 километров в час.
На путь из Краснодара до Чинар, через Шаумянский перевал, я потратила три часа.
Но существует более короткий и комфортный способ поездки из столицы Кубани в посёлок - это электричка. На ней можно домчать до Чинар за 1 час 41 минуту.
Здесь останавливается "Ласточка", следующая маршрутом "Краснодар-1 – Олимпийский парк" и электрички "Горячий Ключ – Туапсе".
Появились железнодорожная станция и посёлок Чинары при масштабном строительстве 70-х, когда в Краснодарском крае начался период бурного развития экономики и назрела необходимость создания кратчайшей дороги из центра страны к Черноморскому побережью, на Кавказ и в республики Закавказья. При строительстве железнодорожной ветки "Краснодар–Туапсе" эта задача была решена.
Название своё станция "Чинары" получила от рощи восточных платанов, окружающих её. На персидском и турецком языках эти великолепные деревья называют чинарой.
От железнодорожной станции "Чинары" начинается асфальтированная дорога, ведущая в станционный посёлок и дальше в село Садовое.
Навигатор "подсказал", что посёлок находится в 260 метрах от станции. Я двинулась к нему с удовольствием глядя на природу, нетронутую цивилизацией. Воображение рисовало симпатичные домики, стоящие среди леса и цветущих садов.
И каково же было моё удивление, когда я попала на огромную светлую поляну с двумя домами. И были это не сельские частные дома, а две панельные многоквартирные пятиэтажки.
На изумрудной траве паслись гуси. Около помойки рылись куры. А в мусорном ящике что-то увлечённо выискивал ярко-рыжий петух.
Между домами уютный дворик благоухал цветущей сиренью и ароматом нагретой хвои. На детской площадке резвились дети.
Здесь же расположилась нехитрая инфраструктура Чинар: магазин и медпункт. Позади домов стоит котельная и вышка сотовой связи. В квартирах есть проводные телефоны.
У обочины паслись коровы под охраной добродушного пса. Пока мы с животными разглядывали друг друга, появился их хозяин - сухонький пожилой мужчина интеллигентного вида. Интеллигентность ему придавали брюки, светлая рубашка и шляпа.
Он оказался общительным и интересным человеком. Впрочем и все жители этих домов, гуляющие с детьми неподалёку, постепенно присоединились к нашей беседе.
От них я узнала историю Чинар.
В 70-е годы, при строительстве железной дороги, было задумано возвести в этом месте пристанционный посёлок для рабочих и сотрудников ИТР, обслуживающих немаленькое хозяйство железной дороги: водопровод, электроподстанцию, ремонтные мастерские, склады, передвижную колонну железнодорожных строителей. В селе Садовом, расположенном в двух километрах от Чинар, работал мощный лесхоз, продукцию которого предполагалось вывозить по удобным железнодорожным путям и завозить оборудование для дальнейшего развития.
Первые две пятиэтажки возвели за несколько месяцев. Их жители не могли нарадоваться комфорту новых квартир, дачным участкам, прекрасному климату и достойной зарплате.
На выходных они релаксировали на дачах, расположенных неподалёку от домов или на пляжах Черноморского побережья, которые находятся всего в 40 минутах езды на электричке.
Рядом с домами построили детский сад. За ним распланировали улицы для возведения целого квартала современных многоэтажек.
С сельским административным центром, селом Шаумян, посёлок соединял автобус, который ходил часто и регулярно.
С развалом страны Союзные республики стали "заграницей". Необходимость в железнодорожной ветке, соединяющей их с Россией, отпала, да и само железнодорожное хозяйство Российской Федерации пришло в упадок. Колхозы, леспромхозы развалились. Пристанционный посёлок стал не нужен. Автобусное сообщение прекратилось, количество электричек сократилось до двух в сутки, детский сад закрыли.
Местные жители были брошены на произвол судьбы. Из рабочих и служащих они вынуждены были переквалифицироваться в крестьян. Вокруг домов, неунывающие люди, построили сарайчики и загончики для птицы, коз, коров и свиней. На дачах, где раньше отдыхали, разбили сады, огороды и занялись выращиванием запасов овощей на зимнее время.
Чтобы не зависеть от общественного транспорта, по возможности, приобрели личные автомобили и напротив домов возвели гаражи для них.
В Чинарах много детей. Такое я вижу довольно редко в подобных, забытых богом, поселениях. Их родители говорят, что все кто хотел уехать отсюда - давно уехал, а им лично нравится здесь жить. Где ещё найдёшь такую экологию для детского здоровья, чистый воздух, тишину, свои продукты, речку с рыбой, лес с грибами и ягодами. С работой у них нет проблем - все устроены либо на железной дороге, либо на многочисленных стройках края.
Но всё же изредка желающие уехать из Чинар находятся. Ведь на вопрос о том, продаются ли квартиры в столь великолепных домах, я услышала утвердительный ответ.
Продают их местные жители по разным причинам - кто-то стар и болен, поэтому переезжает к детям, кто-то нашёл работу в другом крае, кто-то просто хочет жить в городе со всеми его удовольствиями и инфраструктурой, которой в маленьком посёлке никогда не будет.
Цены на квартиры здесь более, чем демократичные. Двухкомнатная квартира стоит от 500 тысяч рублей, трёхкомнатная от 900 тысяч. Причём к каждой квартире бонусом идёт обработанный участок земли с садом-огородом и небольшим щитовым домиком или гаражом.