Найти тему
Открытая семинария

Миссия Руси

В качестве иллюстраций к этой статье я использую фото, сделанные моей женой и мной на выходных. Не судите строго.
В качестве иллюстраций к этой статье я использую фото, сделанные моей женой и мной на выходных. Не судите строго.

Продолжаю отчет-размышление о поездке в Москву на этих выходных. Кстати, вот что еще случилось в эту поездку. Мы поехали с нашей подругой Татьяной, на ее автомобиле. На въезде в Москву машина закипела. Кое-как съехали на обочину - не включается вентилятор. Помните, что нужно делать в случаях, когда нас постигают такого рода искушения? Благодарить Бога за то и за се. Что живы, что Он что-то придумал для нас лучшее, хотя и непонятное нам. Я писал уже о том, что случилось с моей Матизкой, и какой ряд удивительных чудес последовал вслед за моим выбором благодарить Бога за происходящее.

Вот и на этот раз я выбрал тихонечко благодарить Бога. Моя дочь тем временем нашла ближайшую ремонтную мастерскую - всего в нескольких метрах от нас. Мы приехали туда, но механик-Костя (он же электрик) сказал, что тут возни на два дня, и что еще надо детали заказывать, и т.д. А мы приехали в Москву на "ночь музеев", планируя той же ночью уезжать. В общем, пошел я в мастерскую напротив, и там нам сказали примерно то же самое. Но мне удалось их уговорить посмотреть хотя бы.

Самое лучшее занятие для человека - то, что дал Господь в Эдемском саду: заниматься садом и огородом. В моем саду мне лучше, чем в Москве - хотя и Москву я очень люблю.
Самое лучшее занятие для человека - то, что дал Господь в Эдемском саду: заниматься садом и огородом. В моем саду мне лучше, чем в Москве - хотя и Москву я очень люблю.

Загнали мы машину к ним в гараж, провели они диагностику - все в порядке. И тут один из парней заметил провод, который был ни к чему не подключен. Он не мог поверить этому - это был провод от вентилятора. И он был просто отвинчен и засунут куда-то. Случайно это произойти не могло, как он нам объяснил - гаечка была на месте, аккуратно завинчена. Единственный раз в машину лазили в ноябре, на станции технического обслуживания. Мастер деликатно сказал нам, чтобы не наговаривать на представителей своей профессии, что ребята сделали это, чтобы машина поскорее вернулась в сервис.

А она проездила всю зиму и весну, потому что холодно было, и далеко она не ездила. А в первой же московской пробке все всплыло. В общем, друзья, надо нам, если мы хотим жить в нормальной стране, как-то иначе относиться друг ко другу. История эта показала мне лишний раз, что всякие есть люди у нас - обобщать нельзя. Вот, эти ребята в Москве с нас денег даже брать не хотели, еле всучили. Другие - наоборот. Пока мы этого не усвоим, говорить о какой-то миссии России - преждевременно. Но все-таки мы поговорим.

Мое огородное царство
Мое огородное царство

Так в чем же состояла и состоит миссия Руси? Над этим вопросом ломали головы поколения русских церковных деятелей, философов, историков. Но что было несомненно, с чем соглашались фактически все – так это то, что в великом и непостижимом плане Божием Русь заняла то место, которое некогда принадлежало Израилю с центром в Иерусалиме - место верного Богу народа (о чем мы говорили в предыдущей статье). Вот и я думал вновь и вновь об этом, гуляя по Москве на этих выходных.

Вот, в самом сердца Москвы поставили памятник князю Владимиру крестившему Русь. Давайте вспомним, кем почитали князя Владимира прежде - и мы увидим, кем почитали себя на Руси русские люди. Монах Чудова монастыря Афанасий в составленной им Степенной книге царского родословия сравнивает князя Владимира с пророком Моисеем: "Яко же древле Моисей изведе Израиля...из Египта… тако и Владимир, идый ис Херсоня, хотят извести новаго Израиля, державу царствиа своего, от работы кумиробесиа".

-4

Так как формирование богоизбранного народа в Священном Писании связано с именем Моисея, в русской религиозной мысли и в русском фольклоре фигура Моисея приобретает огромное значение в связи с событиями на Руси. Особой актуальности эта пророческая параллель достигает в пророчествах о Руси последних времен, о чем мы подробным образом говорили в цикле "Великий Русский Исход". Но вернемся к истокам.

Инок Фома в "Похвальном слове" тверскому князю Борису Алексеевичу отождествляет князя с пророком Моисеем. Для инока Фомы Моисей - образ мудрого правителя и пастыря, и с ним он отождествляет князя Бориса за его стремление вывести свой народ, жителей Тверского княжества, "от убожества" и "скорбного жития":

"Великий же князь Борис Александрович новые есть Моисей человеколюбивый, переводя нас от убожества и от скорбнаго житиа в радостное и Богом обетованное царство".

-5

Русь называет Новым Израилем ростовский архиепископ Вассиан Рыло в своём послании великому князю Ивану III на Угру в 1480-ом году – когда русское воинство противостояло воинству ордынскому. Согласно послания Вассиана, Новый Израиль - это Богоизбранный русский народ, Моисей - князь Иван III, фараон - золотордынский хан Ахмат, русский Исход – это избавление русского народа от ордынского ига.

В Никоновской летописи и в Степенной книге Иван Грозный сравнивается с Моисеем в связи с казанским походом, в результате которого было освобождено 60 тыс. русских пленников. Это избавление от рабства русских людей у автора летописи вызвало прямые ассоциации с Исходом израильского народа.

Идея восприятия Москвы как "Нового (второго) Иерусалима" в значении историческом, как нового духовного центра Церкви, пройдя из глубины веков, становится общепризнанной в русском обществе. И это не случайно потому, что преемником славы древнего Иерусалима мог быть только столичный город христианского царства.

-6

Надо заметить, что заявления эти делались в контексте христианского пути, на который встала Русь. Когда иудеи в целом отвернулись от Христа, Его спасения, и Его вести, апостолы сделали решительный поворот от иудейского народа к тем народам, которые до тех пор являлись языческими, но теперь приняли свет христианства. Апостол Павел, которого еще называют апостолом к язычникам, так говорил: «Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; о тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» Рим 2:28-29.

Кстати, вы не поверите, но прямо в сердце Москвы, напротив Пушкинского музея, можно на 350 рублей превосходно покушать - все. что вы можете съесть, разные вкусные блюда. Называется "Хинкальная", я им просто благодарен, что они есть.
Кстати, вы не поверите, но прямо в сердце Москвы, напротив Пушкинского музея, можно на 350 рублей превосходно покушать - все. что вы можете съесть, разные вкусные блюда. Называется "Хинкальная", я им просто благодарен, что они есть.

Но не относятся ли эти слова Священного Писания ко всем христианам, ко всем народам, не только к русскому? Конечно же, относятся. Не только к русскому, а вообще к любому христианскому народу. Любой народ, принявший христианскую веру - богоизбранный. И эта избранность – она относится не только к отдельным личностям, но и к целым народам. Апостол Петр так выразил эту мысль: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.» 1 Петра 2:9.

С Гришей, новым постоянным ведущим Открытой Семинарии. У столпа в честь 300-летия дома Романовых, Александровский парк.
С Гришей, новым постоянным ведущим Открытой Семинарии. У столпа в честь 300-летия дома Романовых, Александровский парк.

Русский, сербский, грузинский, немецкий, американский, французский – всякий народ. Вот только соответствует ли он этому избранию? Вот в чем вопрос... И это вопрос и к русскому народу в том числе.

Если говорить о личном призвании каждого человека, каждого христианина – независимо от того, где, в какой стране, в какой части мира человек этот живет – то призвание заключается в вере в Иисуса Христа, которая проявляет себя в добрых делах по отношению к ближнему.

Иисус Христос сказал так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22.45-46)

-9

А если говорить в отношении призвания целого народа? В чем же оно, это призвание? Отличается ли оно от призвания индивидуального?

Конечно же, назвать Русь Новым Иерусалимом можно только с определенными оговорками. Ведь, согласно Священного Писания, не какая-то страна, не нация делается исключительной наследницей некогда мессианского израильского народа – а Церковь Божия. В полноте этого смысла – именно Церковь Божия является Новым Израилем. Но все же можно говорить, в ограниченном смысле, и о стране, как коллективной носительнице христианских принципов.

В чем призвание страны? Руси? Это то же самое призвание, что и призвание каждого христианина – возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Но, естественно, корпоративное выражение веры находит себя во всех сферах жизни. Не случайно, поэтому наши предки, принявши христианство, ассоциировали себя с Новым Иерусалимом.

-10

Бог говорит через пророка Исаию: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (Ис 45:22). То есть Бог обращался и обращается ко всем племенам земли, но не все откликаются. Как сказано в Писании: «Много званных, но мало избранных». Избранничество, таким образом, непременно подразумевает практический отклик, то есть выполнение определенной миссии.

И в чем же заключается эта миссия? В том, чтобы быть светом и нести добро миру. Бог сказал Авраму, избирая его и тот народ, что должен был произойти от него: «И благословятся в тебе все племена земные». Свет человеколюбивой и разумной веры противостояла тьме жестокости и язычества, которая окружала Израиль в древности.

-11

Выводы

Миссия древнего богоизбранного Израиля, которую переняла и проецировала на себя Русь, была двоякой. Во-первых, она была направлена внутрь – возрастить новые и новые поколения в вере в Бога. Во-вторых, это была миссия, направленная во вне – быть светом миру, противостоять духовной тьме язычества. А носителем этой тьмы, тем образованием, которое противостояло Иерусалиму древности и стремилось подчинить себе весь мир, был город Вавилон – или Великая Вавилонская империя. Потому миссия народа Божия состояла в том, чтобы противостоять Вавилону, не допустить вавилонизации всего мира.

В Священной истории Ветхого Завета, когда духовная битва была проиграна, когда народ Божий забывал Бога и притеснял ближних, тогда Вавилон одерживал верх. Это случалось тогда, когда притеснялись в Израиле вдова и сирота, когда в судах не найти было правосудия, когда правители, или князья земли, грабили свой народ, расширяя свои и без того уже обширные владения. Тогда наступал период Вавилонского плена – и Вавилон, казалось, торжествовал, а народ Божий, избранный народ Божий, откликнувшийся некогда на призыв Бога, оказывался в плачевном состоянии. Этой проблеме посвящены самые большие книги Священного Писания – книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков.

Вот, я очень надеюсь, что Москва не превратится в Вавилон - и у моей надежды есть пророческое основание.

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову, тогда придите, и рассудим, говорит Господь… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Книга пророка Исаии 1:17-19).

Эти слова звучат удивительно актуально для России, и современно для нас, живущих в 21-ом веке. Действительно, если мы хотим вкушать блага земли, если хотим видеть нашу страну великой, благоденствующей, угодной Богу, то самая первая битва, в которой мы должны одержать победу – это защита бедных и угнетенных, это справедливый суд, это прекращение грабежа народа теми, кто наделен на это силой и властью. Это – самый первый и самый важный практический шаг к поиску и нахождению Россией своего высокого призвания.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.