Найти тему
Архистория

Обновлённая казарма или дворец очередного царя? Каким увидят москвичи Екатерининский дворец через 5-10 лет

О владельце этого грандиозного комплекса зданий сегодня можно только догадываться. Символика и ордена у главного входа говорят о принадлежности к военному ведомству. Стиль напоминает еще не выветрившийся имперский дух приемников Петра 1. А общее состояние постройки - явный показатель безхозности или, по крайней мере, отсутствия заинтересованных в её реставрации лиц.

Колоннада дворца - его главная достопримечательность, по крайней мере, из того, что доступно зрителю с улицы
Колоннада дворца - его главная достопримечательность, по крайней мере, из того, что доступно зрителю с улицы

Екатерининский дворец - почти уникальный для Москвы памятник. Такое запросто можно встретить в Петербурге, а в столице - попробуй поищи. Одна колоннада стоит того, чтобы съездить на 1-й Краснокурсантский проезд и посмотреть на этот выверенный строй классических пропорций.

Следы упадка буквально в каждой детали здания
Следы упадка буквально в каждой детали здания

Свою роль, видимо, сыграла предрасположенность места. Лефортово облюбовали сподвижники царя-реформатора, а вкус их перекликался с архитектурными предпочтениями эпохи. Когда же строили императорскую резиденцию, она конечно же должна была стать еще убедительнее.

-3

Дворец пережил несколько реноваций и менялся вместе с приходом очередного правителя. Традицию поддерживать самый высокий стандарт роскоши заложил еще генерал-фельдмаршал Федор Головин, строивший свою московскую резиденцию по образу и подобию Версаля.

У главного входа здание сегодня никакой вывески
У главного входа здание сегодня никакой вывески

Правда, при его наследниках всё начало приходить в упадок. Вернуть усадьбу к жизни помогли энергичные усилия самого царя Петра 1. Ну а потом были Анна Ивановна, устроившая здесь летний дворец и подарившая местности романтичное название Анненгоф, Елизавета Петровна, решившая именно Лефортово сделать средоточием державных функций и перенесшая сюда зимний дворец тоже...

Дворец времен Екатерины 2
Дворец времен Екатерины 2

То, что комплекс зданий представляет из себя сегодня во многом заслуга Екатерины 2. Это она поставила перед Антонио Ринальды задачу возвести каменный дворец олицетворяющий её всемогущество и мудрость. Правда, по доброй русской традиции не обошлось без привычного мздоимства и казнокрадства. Руководитель работ князь Петр Меркулов поставил некачественный кирпич, за что и получил по шапке. Ну а недоработки пришлось устранять новому архитектору Карлу Бланку и мастерам изысканных интерьеров Джакомо Кваренги и Франческо Кампорези.

Обер-полицмейстер Николай Архаров
Обер-полицмейстер Николай Архаров

По сути преемнику на престоле Павлу 1 оставалось лишь довести дело до логического финала. Но ему пришлась не по душе сама идея этого дворца. Усилия по поддержанию имперского имиджа были быстро свернуты, перед фасадом разбили плац, а само здание передали в распоряжение обер-полицмейстера Николая Архарова, а точнее его полицейского полка. Говорят, это от его фамилии пошло знаменитое выражение - архаровцы. В Москве их начальник наводил порядок железной рукой, не отставали и подчиненные. В общем, якобы, именно такая этимология.

Кадеты перед главными воротами дворца
Кадеты перед главными воротами дворца

А потом грянул 1812 год. Дворец просто не пережил нашествия Наполеона, был разрушен. Только спустя 12 лет усилиями архитектора Бове удалось восстановить и расширить комплекс зданий. А его просторные залы были отданы под кадетский корпус.

-8

Очевидно в этот период и отметился своим проживанием здесь художник Павел Федотов, будущий родоначальник критического реализма, автор "Вдовушки" и других известных картин.

-9

С тех пор военная традиция в стенах этого здания больше не прерывалась. В советский период сюда въехала Академия механизации и моторизации РККА им. Сталина (с 1967 года Академия бронетанковых войск им. Малиновского) и больше не покидала здание.

Размах дворцового комплекса становится ясен только при взгляде с высоты
Размах дворцового комплекса становится ясен только при взгляде с высоты

В начале нулевых еще при Лужкове московские власти предложили передать дворец в собственность города, но ответ был отрицательный. К лучшему это или к худшему - вопрос неоднозначный, но нынешнее состояние архитектурного памятника вселяет озабоченность. Особенно угрожающе выглядит балюстрада на крыше здания.

-11

Кажется балясины уже дошли до кондиции, когда независимо от остальной конструкции могут уходить в свободный полёт: падая вниз или рассыпаясь прямо на металлическую кровлю. А что там внутри - остаётся лишь гадать, режимность объекта исключает любую фотосъёмку.

Дворцовый забор сегодня ассоициируется с каким-то заброшенным здание
Дворцовый забор сегодня ассоициируется с каким-то заброшенным здание

В 2018 году появилась обнадёживающая информация, что Москомнаследия договорился с Министерством обороны о реставрации. Было обещано, что специалисты проведут исследование объекта, поднимут архивные материалы, словом, сделают необходимую для обновления подготовительную работу. В каком состоянии она сейчас - не понятно. Но до следующего этапа, судя по всему, дело не дошло.

Балясины балюстрады - самое слабое звено увядающей роскоши
Балясины балюстрады - самое слабое звено увядающей роскоши

Со стороны остаётся только гадать, является ли это следствием типичной для государственных структур неповоротливости или в этом и состоит стратегия реставрационных работ: довести объект до полного истощения и потом уже впихнуть в еле уцелевшую оболочку какой-нибудь современный лофт казарменного типа. Впрочем, возможно тут скрыта и какая-то другая более тонкая интрига . Блестяще восстановленное здание дворца стало бы хорошим дембельским аккордом для министра Шойгу.

Колонны из темного песчаника издали напоминают мрамор
Колонны из темного песчаника издали напоминают мрамор

Но в этом блеске он сам, как и любой другой чиновник, захотел бы предстать только в случае перехода на новую должность и с повышением, так сказать. Какую, придумайте сами. Но такие апартаменты готовят явно не для прозябания на вторых ролях. В конце концов, кому-то дворец в Стрельне, а кому-то Екатерининские казармы в Лефортове.