"Нашла за что браниться! за Летний сад. Да ведь Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома", — писал Александр Сергеевич Пушкин своей жене Наталье Николаевне в Полотняный завод 11 июня 1834 г.
Всех, кто представил поэта, прогуливающимся в домашнем халате по аллеям Летнего сада, вынуждена разочаровать: Пушкин пошутил. За внешним видом посетителей сада в дореволюционный период внимательно следили.
При Петре I на придворные торжественные празднества и ассамблеи приглашенные должны были являться в немецком платье и без бороды, вести себя согласно западноевропейским обычаям.
Кроме аристократии, в сад приглашали корабельных мастеров и капитанов.
"...позволено было всякому чину входить, кроме тех, кои в серых кафтанах, а паче с бородами, оных впущать запрещено".
В середине XVIII века Летний сад становится доступным сначала для узкого, а затем — и для более широкого круга публики. 25 мая 1752 г. вышел указ: "О дозволении санкт-петербургским жителям прогуливаться в Первом и Втором императорских садах на Неве реке в праздничные и торжественные дни, но с обязательством быть в пристойных одеждах".
Пускали всех, кроме "матросов, також и господских, ливрейных и подлаго народа". Отдельно оговаривалось, что считалось неопрятным: "неубранные волосы, платки на шее и в сапогах", бороды у купцов, старые кафтаны, простые русские платья.
Виктор Абрамович Коренцвит в книге "Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем" предполагает, что о дозволении жителям прогуливаться в Летнем саду вскоре пожалели, так как почти сразу "в бывшей Фаболной роще у называемого яблошного фонтана четыре свинцовые фигуры незнаемо кем с педесталов наземь свалены".
В 1755 году указом императрицы Елизаветы Петровны было объявлено об открытии сада для публики два раза в неделю: по четвергам и воскресеньям. Это разрешение подтверждалось указами 1762, 1794, 1827 годов. Всякий раз в указах упоминались прилично одетая публика и запрет на посещение сада мастеровыми, матросами и солдатами.
В XIX веке в "Духов день" купечеству разрешалось устраивать в саду "смотрины невест". На главной аллее выстраивались купеческие дочки, одетые в лучшие наряды. Иногда проводились "зрелища" — состязания скоморохов.
В соответствии с правилами, изложенными в журнале гоф-интендантской конторы 29 апреля 1843 года, полицейская команда, следившая за порядком в Летнем саду, не впускала в сад неприлично одетых людей и посетителей с собаками, следила за сбережением зеленых насаждений и скульптуры. Правила запрещали курение табака и сигар у Кофейного домика.
По периметру Летнего сада была устроена ездовая дорога, предназначенная для прогулок верхом. Дорожки для верховой езды чугунными перилами отделялись от пешеходных аллей. Ездить по ним в экипажах запрещалось, но некоторых посетителей сада это не останавливало.
1 октября 1843 года старший смотритель Летнего сада Одинцов рапортом сообщил об одном из нарушителей.
"Г. Генерал от кавалерии Депрерадович неизвестно с чьего дозволения ездит по ездовой дороге летняго сада в коляске и карете каждое утро, и хотя стоящие у ворот часовые и говорили неоднократно Его Высокопревосходительству, что запрещено ездить по саду в экипаже, но невзирая на это Г. Генерал Депрерадович продолжает ежедневную свою прогулку..."
Выписка из журнала гоф-интендантской конторы "О воспрещении ездить в экипаже в летнем саду" от 4 октября 1843 год. РГИА
В XIX веке, как и сейчас, некоторые посетители любили прикасаться к памятникам.
В мае 1855 года в одном из боскетов у главной аллеи на добровольные пожертвования установили памятник баснописцу Иван Андреевичу Крылову. А уже через месяц на имя господина С. Петербургского Обер-полицмейстера была составлена записка "О необходимости установки ограждения вокруг памятника".
К поставленному в Летнем саду памятнику баснописца Крылова в настоящее время стекается почти беспрерывно и в довольно большом числе публика; при чем неоднократно замечено, что некоторые из осматривавших памятник ощупывали изображенныя на нем фигуры руками и прикасались палками...
Записка от 18 июня 1855 года о необходимости установки ограждения вокруг памятника. РГИА
Чтобы уберечь памятник от возможных разрушений до установки ограждения, решили поставить около него часового из числа полицейской команды.
После Февральской революции требования к внешнему виду посетителей Летнего сада, вероятно, снизились. Во всяком случае такой вывод можно сделать из описания, опубликованного в журнале "Огонек" летом 1917 года.
"Чудные вековые аллеи с мраморными статуями, выхоленные клумбы цветников и золотые дорожки загажены, заплеваны, засыпаны семечками и папиросными окурками. Толпы цыган, китайцев и других инородцев, нищих, гадалок, фокусников бродят от скамьи к скамье и осаждают пришедших сюда для отдыха обывателей, солдат и эмансипированных кухарок. На мраморные фигуры, на вековые стволы деревьев наклеены афиши с партийными воззваниями"...
Ю. Б. Демиденко "Петербургские дворники"
После октябрьской революции Летний сад взяли под государственную охрану. С тех пор он доступен для всех без исключения. Правила для посетителей существуют, но они легко выполнимы.