Найти в Дзене
Ne_Ballerina

Не типичная "Турандот" в Геликон-опера

Приветствую, друзья! Хочу рассказать про оперу "Турандот", которая этой весной стала одной из любимых. Опера, как и балет, это не то что кино, это нужно смотреть не раз и не два, пересматривать - слишком много деталей, которые усваиваются постепенно. Впервые я услышала "Турандот" в нашем театре в начале февраля. Потом в апреле, когда познакомилась с нашим тенором Ильгамом Валиевым, и уже стала что-то запоминать, появились любимые моменты. Турандот - опера Дж. Пуччини, по пьесе К. Гоцци. Премьера состоялась в Милане 25 апреля 1926 г. Первая русская постановка состоялась в 1927 году (Москва, театр «Аквариум»). Эта опера - одно из лучших творений Пуччини. Сколько в ней глубины, величия, скрытого смысла и красоты! Масштабность, насыщенность оркестровых красок, красота мелодий, сочетание китайского колорита с лучшими традициями итальянской оперы, драматизм сюжета. И конечно же знаменитые сцены - «Восход луны», два ариозо Калафа — «Non piangere, Liu» и «Nessun Dorma», первый выход Лиу,

Приветствую, друзья!

Хочу рассказать про оперу "Турандот", которая этой весной стала одной из любимых. Опера, как и балет, это не то что кино, это нужно смотреть не раз и не два, пересматривать - слишком много деталей, которые усваиваются постепенно. Впервые я услышала "Турандот" в нашем театре в начале февраля. Потом в апреле, когда познакомилась с нашим тенором Ильгамом Валиевым, и уже стала что-то запоминать, появились любимые моменты.

Турандот - опера Дж. Пуччини, по пьесе К. Гоцци. Премьера состоялась в Милане 25 апреля 1926 г. Первая русская постановка состоялась в 1927 году (Москва, театр «Аквариум»).

Эта опера - одно из лучших творений Пуччини. Сколько в ней глубины, величия, скрытого смысла и красоты! Масштабность, насыщенность оркестровых красок, красота мелодий, сочетание китайского колорита с лучшими традициями итальянской оперы, драматизм сюжета. И конечно же знаменитые сцены - «Восход луны», два ариозо Калафа — «Non piangere, Liu» и «Nessun Dorma», первый выход Лиу, когда она поет "Мой старик упал, ко мне поможет?"

В нашем театре идет совершенно классическая традиционная постановка, со счастливым финалом, воссоединением Калафа и Турандот. И наблюдая за развитием сюжета, я чувствовала внутреннее несоответствие, протест: за что любить Турандот? Мало того, что она убивает людей по какой-то нелепой причине (мстит за бабушку, погибшую тысячелетия может назад??), да еще и играет нечестно - Калаф на все вопросы ответил, а она слова не держит, из-за нее Лю погибает.. И как она так успевает в самом конце в последний момент полюбить Калафа? И как он может вообще на нее смотреть после всего этого? И самого его я перестаю уважать к концу оперы.

Тем не менее в ряде постановок все именно так. И я стала искать информацию. Посмотрела разные спектакли. Как оказалось, композитор работал над оперой почти четыре года, до самой смерти в 1924 году. И работу он не закончил: успел написать около трёх четвертей предполагаемого объёма оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены III акта. В дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. На премьерном спектакле Тосканини прервал представление в том месте, где смерть остановила руку автора. Зал встал, раздались крики: «Viva Puccini!».

Однако есть и другие варианты окончания от Лучано Берио, Хайо Вэйя. Мне бы очень хотелось увидеть финал от Пуччини, как он видел это? Ведь он не только музыку писал, в его письмах зафиксированы многочисленные указания либреттистам о содержании оперы. Вот лично я не верю, что она хотел бы финала, каким его представил Альфано, какой тут счастливый финал, когда пролито столько крови? Все равно было бы иначе, но как именно, мы уже не узнаем.

И вдруг я нахожу то, что полностью созвучно моим мыслям! Постановка Д. Бертмана в Геликон-опера. Отзывы об этом театре разные, Вадим Журавлев, например, ругает, а многие ходят с удовольствием. Я, честно, видела у них не все. Но все, что видела мне понравилось, лио не вызвало отторения. И "Леди Макбет", и "Орландо", и "Чаадский" К. Серебренникова. Многое еще в закладках, планирую посомтреть.

А от "Турандот" я пребываю в восторге!

Можете ругать меня, прочтение не классическое, неоднозначное, но расскажу, что именно мне нравится:

  • финал! Да, именно этот финал меня убеждает, я сама другого не вижу.
  • наличие двух Турандот - психопатка, каковой она является, сидящая где-то в подвале, и красивая картинка, на которую все западают.
  • Работа художников, хореографов. Посмотрите, на 15:10 - это одна из моих любимых сцен, и для меня сценически, художественно лучше все она воплощена именно в этой постановке. Какие там вкрадчивые движения! Как все органично, стильно, зловеще.
  • Мерзкий грим Турандот-Михайленко, конечно, пугает, но эффектно.
  • Драматическое сопрано Елена Михайленко - сколько в нем силы, красок. Какая прекрасная Турандот! Ведь вся эта роль такая крикливая, визгливая, на высокой тесситуре - уже понятно, что за персонаж. Ну какая к ней любовь?
  • Юлия Щербакова, которая поет Лиу. Я переслушала очень многих исполнительниц партии рабыни Лиу. И Юлия для меня лучше всех - сколько эмоций и оттенков в ее голосе, как тонко она чувствует свою героиню, воплощающую собой все самое лучшее и светлое, что есть в людях.
  • Может, те, кто в опере разираются лучше найдут недочеты в технике исполнение, в итальянском произношении, но мне понравились и Виталий Серебряков - Калаф, и Алексей Тихомиров - Тимур (очень приятный), милейшие министры. потрясающе красивые сцены с хором.
  • Съемка. Работа операторов добавляет постановке эффектности и позволяет увидеть то, чего никогда не увидишь из зала. Браво!
  • Мои любимые моменты: 11:53 - первые слова Лиу и все, что следует дальше! Восторг! Выход палачей 15:10! Сцена загадок 1:10:35, знаменитая и любимая "Nessun Dorma" 1:28:30.. А лучше, конечно, посмотреть все.

Еще мне очень понравилась лекция Дины Карнарской:

Дина Кирнарская - музыкальный психолог, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, заведующая кафедрой истории музыки РАМ им. Гнесиных, основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных, президент АНО «Таланты-XXI век».

Она показывает взаимосвязь оперы с вещами, которые казалось бы отстоят очень далеко и от сказки про "Турандот", и вообще от искусства.. Интересна мысль о том, что гении предчувствуют и предвидят будущие события в обществе, параллель с нацистским режимом (Турандот - тиран, льщий кровь, министры - те, чьими руками это творится, Калаф - ерой, но разрушительный, и Лиу - тот народ, непобедимый, чистый, чьими силами добро и мир побеждают). Очень интересно, послушайте!

Благодарю за внимание и как всегда буду рада услышать ваше мнение!