«Помни весь путь». Что должны были постоянно помнить израильтяне? «Весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет». Давайте проследим тот путь из Египта в Ханаан.
На карте 1 показан традиционный маршрут Израиля в Ецеон-Гавер и один из вариантов этого пути.
Вот огромное двухмиллионное полчище выходит из Раамсеса в Сокхоф (Исх.12:37), где происходит главное событие исхода – переход через Чермное море.
«И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь» (Исх.14:26-31). Израиль поверил Господу и Моисею. Выйдя на другой стороне моря, люди возликовали. Народ составил хор во главе с Моисеем и воспел замечательную песню во славу Господу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему… Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, - сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность» (Исх.15:1-3, 7,13-18).
Какие возвышенные слова! Сколько в них веры, сколько восхищения, благодарности! Надолго ли хватило такого духовного настроя? «И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исх.15:22-24).
Терпения хватило ровно на три дня. Эти три дня люди провели в походе по пустыне. На карте 2 и последующих картах мы видим один из альтернативных маршрутов, на наш взгляд, более соответствующий библейскому описанию.
Помогло ли новое чудо в Мерре восстановлению отношений Израиля с Богом? Ничего не сказано. И нет новой песни Господу. Попили и пошли дальше.
Видя духовное состояние народа, Моисей тоже не вдохновился написанием нового гимна. И вообще, он больше не написал такого возвышенного хвалебного псалма, как после прохода через Чермное море. Лишь в завершении своего жизненного пути он написал новую песнь, но эта песнь носила суровый обличительный характер. «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. 3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:1-5).
А далее Моисей сетует на забывчивость, глупость и неблагодарность людей. На их неверие, на их упрямство, что вызвало Божьи суды и Божий гнев. «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя? Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Втор.32:6-9).
Если бы такой псалом был в сборниках церковных песнопений, то не очень приятно было бы его слушать и тем более петь. И если вы заметили, Моисей здесь апеллирует к памяти.
Но вернемся к Израилю в пустыню Сур. Здесь произошло еще одно замечательное событие, на которое мы, читая Исход, мало обращаем внимание. Однако событие это очень важное. «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его.» (Исх.15:25).
Что произошло в Мерре? Народу был дан закон и устав в устной форме. Бог уже здесь, до Синая дал закон. Он напомнил им то, что они давно забыли – весь закон, все уставы. Подверг народ испытанию, проверке на знание этих законов. И дал наставление с обетованием: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх.15:26).
Будешь следовать уставам, - будешь жив и здоров. Никаких инфекций. Никакой заразы, опустошающей в полдень. Никакого короновируса. Я Господь целитель твой. Одно условие - помни Мои заповеди. Кстати, карантин – одна из таких заповедей (Числ.5:1-3). Среди Израиля не было больных, потому что их сразу изолировали.
Почему мы говорим о важности событий в Мерре? Потому что Господь дал Своему народу закон в устной форме, как это делалось со времен Адама. Бог повторил, напомнил, освежил их память, воззвал из небытия забытые истины. Он не сказал им ничего нового, но только хорошо забытое старое.
Мы говорим своим детям: «Заруби себе на носу». Или еще: «Эта музыка, это событие, эти слова, просто врезались в мою память». Было ли в вашей жизни то, что врезалось в вашу память? Такое яркое событие, что вы находитесь под впечатлением до сих пор?
Встреча с Господом – одно из них. Оно незабываемо, если конечно эта встреча действительно состоялась. Мы несем это воспоминание через всю нашу жизнь. Мы никогда не забудем нашу первую встречу с Иисусом Христом, как не забываем свою первую любовь.
Что еще можно подметить о Мерре? То, что если бы народ слушал гласа Господа и делал угодное пред Ним, не нужно было бы совершать путешествие на Синай. Не нужны были бы и каменные скрижали. Потому что закон должен быть не на камнях. А где? На плотяных скрижалях сердца,- вот главное стремление Спасителя нашего Бога.
Господь смирял сердца людей, Его уроки должны были наполнить их верой, надеждой, любовью к Богу и ближним. Господь взращивал в их душах плод Духа Святого, – любовь, радость, мир, благость, кротость, воздержание.
За сколько времени можно дойти до Ханаана? Прямым путем ходу – недели две прогулочным шагом. Но Господь вел народ с остановками, поэтому их путь занял больше времени, возможно, около трех месяцев.
После такого достаточно недолгого путешествия через пустыню Син Израиль пришел в Рефидим (название места в пустыне Кадес). Господь здесь подверг еще одному испытанию Свой народ, приведя его в безводное место. Но потерпеть Израилю нужно было всего один день. Ровно день пути, и они в Ханаане! Здесь у врат земли обетованной, люди должны были явить веру, послушание, кротость и смирение, как их кротчайший вождь.
Но что мы видим? «И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?» (Исх.17:1-3).
Они готовы были побить Моисея и Аарона камнями. Они оказались не готовы вступить в Ханаан. Они не желали этого всем сердцем. Они забыли, что сделал Господь для того, чтобы ввести их туда. Результат – поворот на юг, к горе Синай (карта 3) и обучение заповедям у подножия этой горы в течение года.